В Иерусалиме между альянсом Renault-Nissan и компанией Project Better Place был подписан протокол соглашения о начале масштабного запуска на израильском рынке электрической модели автомобиля. Проект интересен не столько самим электрическим автомобилем, – разработки такой техники ведутся повсеместно, – сколько созданием в рамках одного государства полного комплекса, обеспечивающего комфортную эксплуатацию электрических автомобилей. Израильское правительство, со своей стороны, окажет поддержку своим гражданам, приобретающим экологически чистый транспорт, путем снижения налогов. Renault-Nissan предоставит электромобили, а компания Project Better Place подготовит сеть станций по подзарядке аккумуляторов, которая охватит всю территорию страны. Начало продаж электромобилей намечено на 2011 год.
Израильтянам, купившим электрокар, снизят налоги
Калифорнийские уличные электрозарядные устройства
Альянс Renault-Nissan получает от этого проекта реальную возможность для коммерческого использования идеи электрического автомобиля, которая до последнего момента оставалась лишь перспективным направлением. Во-вторых, автопроизводители застолбят место в новом секторе рынка на будущее. И в-третьих, начнут получать хоть какую-то отдачу от многолетних вложений средств в разработки перспективных электрических автомобилей.
Правительство Израиля тоже получит свои дивиденды. Его целью является значительное снижение уровня выбросов СО2 и твердых частиц в атмосферу, но главное – это уменьшение зависимости страны от нефтяных энергоресурсов, которыми владеет “враждебный” арабский мир. Израильское правительство даже выступило с обращением, призвавшим автопроизводителей и поставщиков оборудования адаптировать транспортную инфраструктуру страны для использования обновляемых источников энергии.
Renault и Nissan – производители автомобилей и в одиночку не смогли бы потянуть такой глобальный эксперимент. Их партнером в Израиле выступила Project Better Place – компания с венчурным капиталом, которая стремится снизить зависимость международной экономики от нефти путем создания транспортных инфраструктур для электромобилей, спроектированных с учетом потребностей рынка. Цель компании состоит в том, чтобы предложить потребителям альтернативное, экологически более чистое транспортное средство, соответствующее задачам перспективного развития. Компания была основана в октябре 2007 года. Свою первую сеть станций для подзарядки аккумуляторов она и собирается создать в Израиле. Вслед за этим подобные проекты предполагается реализовать и в других странах. Первые объекты инфраструктуры войдут в строй в 2010 году. Со временем общее число станций подзарядки будет доведено примерно до 500 000, что позволит решить проблему ограниченного запаса хода электромобилей. Машины будут оборудованы информационной системой, благодаря которой водитель сможет определить, сколько у него осталось электроэнергии, а также узнать местонахождение ближайшей “заправочной” станции.
Вот только самого автомобиля, созданного на самых передовых технологиях, который уже через три года должен быть готов к массовому производству, – еще нет. Renault в последнее время не радовал нас информацией о своих наработках в области электроавтомобилестроения. А вот у компании Nissan активно ведутся разработки Electrical Vehicle (EV). На “домашних” Токийских автосалонах Nissan регулярно демонстрирует свои достижения в этой области. Концепты Pivo и Pivo 2 являются “чистыми” автомобилями, при работе они не выделяют ни CO2, ни вредных выбросов. Pivo 2, представленный на Токийском автосалоне в октябре 2007 года, передвигается при помощи четырех мотор-колес, получающих энергию от новейших литиево-ионных батарей с ресурсом не менее 100 000 км. При начале движения каждый электродвигатель передает на свое колесо такой крутящий момент, который соответствует отдаче бензинового мотора объемом 4,5 литра. Nissan планирует завершить испытания электрических прототипов до 2010 года и выпустить новый серийный электромобиль (EV) в Японии в начале 2010 года. Скорее всего, именно этот передовой продукт и достанется израильтянам для проведения масштабного электрического эксперимента.
При реализации электромобилей на израильском рынке будет применяться интересная схема оплаты: вместе с автомобилем клиент покупает “предоплаченный трафик” – электрическую батарею с зарядом на определенное число километров: подобно тому, как владелец телефонной трубки отдельно оплачивает время разговора по ней. Участники проекта приняли решение о разделении собственности на автомобиль и на аккумулятор. При покупке автомобиля клиент должен будет заключить договор на использование электроэнергии, включая предоставление аккумуляторной батареи с покилометровым учетом пробега.
Прогнозируется, что стоимость эксплуатации электроавтомобиля в течение всего жизненного цикла будет ниже по сравнению с обычным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, так как электричество стоит дешевле ископаемых видов топлива, а на электропривод можно давать практически пожизненную гарантию.
Кирилл Орлов