Чтобы выехать на своем автомобиле за границу, международных водительских прав и визы недостаточно. Вам потребуется специальный страховой полис.
Пограничное состояние
«Местные» российские ОСАГО и каско, уже оформленные на ваш автомобиль, не подойдут. Подавляющее большинство страховщиков зону покрытия не расширяют. Даже если вы за всю свою водительскую жизнь никогда никого не подрезали, не целовали, не обнимали, ДТП можно по пальцам пересчитать, полис автогражданской ответственности оформить придется. Он называется «зеленая карта» (Green card) — это, собственно, и есть прототип отечественного ОСАГО.
В систему Green card входят практически все страны Евросоюза, Иран, Марокко, Тунис, Израиль, Мальта, Скандинавские страны, Украина, Молдавия, Белоруссия… Россия в зону покрытия «зеленой карты» пока не входит (это событие запланировано на 2009 г.), поэтому российские страховщики не имеют права выступать эмитентами подобных полисов. Пока они работают агентами западных страховщиков, например немецкого SOVAG или болгарского Bulstrad. Часто одна компания предлагает полисы сразу нескольких иностранных коллег (при этом вы совершенно не обязаны брать «зеленую карту» у страховщика, у которого оформляли ОСАГО и каско).
На территорию многих государств без «зеленой карты» попросту невозможно въехать, таможня вас не пропустит или заставить купить полис непосредственно на границе. Даже если в страну вы въехали без страховки, при первой же проверке вам придется заплатить внушительный штраф: любой полисмен потребует предъявить вместе с международными правами «зеленую карту».
Застрахованному верить
В каждой стране — участнице системы «Зеленая карта» есть Национальное бюро, которое занимается всеми аварийными ситуациями, случившимися по вине водителей-иностранцев. Не важно, в какой стране выдана Green card, действительна она во всех государствах, входящих в систему. Получили «зеленую карту» у эстонского страховщика? Смело поезжайте с ней и в Германию, и в Великобританию, и в Швейцарию. Правда, лимит ответственности по карте будет зависеть от того, в какой стране случилась авария. В Литве он один, во Франции другой. Не сказать, что различия радикальные — в большинстве случаев полис охватывает последствия самых серьезных аварий, но все же не помешает перед поездкой ознакомиться со страховым законодательством той страны, в которую вы собираетесь. Или проконсультироваться с российским страховщиком.
На цену «зеленой карты» влияет прежде всего вид транспортного средства: полис на легковой автомобиль обойдется в среднем в ?30 на 15 дней (максимальный срок, на который можно оформить Green card, — один год). При этом прицеп считается отдельным транспортным средством и ему тоже нужна своя «зеленая карта». Ни ваш возраст, ни водительский стаж, ни год выпуска автомобиля, в отличие от российского ОСАГО, на стоимости «зеленой карты» не сказываются. Сэкономить получится за счет страны — производителя полиса, например немецкий дороже болгарского. Цену определяет эмитент — страховая компания, которая карту выпустила. Немецкие и австрийские страховщики предлагают двухнедельные полисы по цене ?50 и выше. Болгарские и польские полисы обойдутся почти вдвое дешевле. Считается, что первые надежнее, отсюда такой разброс цен. Но вам-то до этого дела нет: «зеленая карта» (не важно, выдана она польской страховой компанией или британской) дает вам право переложить возмещение ущерба на плечи Национального бюро. Поэтому качество страхового обслуживания должно заботить пострадавшего, а не вас.
Страны бывшего СНГ: Украина, Молдавия, Белоруссия — отдельная история. «Зеленая карта» действует на территории бывших союзных республик, однако на Украине, например, есть свой собственный вид ОСАГО для иностранцев, который можно получить на границе. Стоит он сущие копейки (около 300 руб. на две недели), но действует, разумеется, только на украинской территории. И если через Украину вы едете транзитом, покупать местную страховку — пустая трата денег.
Все на выезд
Если со страхованием по системе Green card все достаточно просто и понятно (а с 2009 г. станет еще проще), то с каско ситуация сложнее. Ответственность-то вы застраховали, а кто приведет в чувство ваш собственный пострадавший при аварии автомобиль? Если вы не виноваты в происшествии, все расходы возместит страховая компания, оформившая виновнику аварии ОСАГО. А если ДТП случилось по вашей вине? Убытки пострадавшей стороне возместит Национальное бюро Green card (на сумму до ?600 000, сюда же включена медицинская помощь), а вам, по идее, следовало бы позвонить по страховке каско своему страховщику. Однако российские страховые компании в исключительных случаях берутся расширять зону покрытия — как они сами объясняют, из-за высоких рисков (хотя в Европе риск попасть в аварию, возможно, ниже, чем у нас в стране). Все, что случилось за пределами России, их уже не касается, выкручивайтесь как можете. Тем не менее за достаточно приличную доплату полис можно расширить.
В некоторых ситуациях это даже необходимо, например если вы взяли авто в кредит и еще не расплатились с банком. В этом случае вы обязаныпрежде всего предупредить банк о заграничной поездке (можно понадеяться, что кредитор ни о чем не узнает, но, если каким-то образом это выяснится, последствия будут печальными — банк, например, вправе потребовать немедленного погашения кредита) и оформить каско. Если ваш страховщик расширять зону покрытия отказывается, обратитесь в другую компанию: иметь две каско на одну машину, для российских дорог и зарубежных, не возбраняется. Правда, обойдется полис, само собой, дороже — в зависимости от страховщика и размера машины до $500 на месяц. При продлении страховки или повторной покупке вам, скорее всего, предоставят скидку.
Машинально
Вы старались как могли, не превышали скорость и следили за движением, но все-таки умудрились с кем-то не поделить дорогу. Перво-наперво вызывайте полицию. Звонить российскому страховщику, который выдал вам «зеленую карту», бесполезно: он оказал вам агентскую услугу и больше обязательств перед вами не имеет. Если вас «толкнул» резидент страны, вам выплатит возмещение страховая компания, оформившая ему ОСАГО. Если виновник — не резидент, значит, у него тоже есть «зеленая карта» и тогда на помощь вам придет Национальное бюро. Авария случилась по вашей вине? Пострадавшим займется все то же Национальное бюро, а вами — ваш страховщик, если вы оформили каско. Ремонтируйте авто, собирайте чеки, а по возвращении в Россию получите компенсацию. Если же каско оформить не удалось, делать нечего — придется восстанавливать машину на свои деньги.
Схема оформления документов при дорожно-транспортном происшествии та же, что и в России. Приезжает полиция, составляет протокол, фотографирует место происшествия (вам тоже не мешает это сделать — особенно если вы оформили каско, вашему страховщику понадобятся фотосвидетельства). Вы можете подключить к делу свидетелей. Трудно бывает преодолеть языковой барьер: полицейские и сотрудники Национального бюро по-русски, само собой, не говорят, но плохо другое — они часто не знают английского. Допустим, с помощью языка жестов (поднятый вверх большой палец и дружеское похлопывание по спине) вы поняли, что вас признали невиновным. Но вам в любом случае придется подписать протокол и документы. Дубликата на английском не будет, переводчика вам никто не предоставит, в туристических разговорниках подобные ситуации не разбираются. Подписать, как ни печально, придется (иначе вас не отпустят), но, если вы так и не разобрались в хитросплетениях арабской вязи, под своей подписью добавьте на английском: «Не понимаю языка» и «Не считаю себя виновным». На всякий случай впишите в протокол имена и телефоны свидетелей.
До поездки сделайте несколько ксерокопий «зеленой карты» (картой она называется весьма условно, это не пластиковая карта, а обычная бумажка небольшого формата с отрезом зеленого цвета). После аварии копию необходимо передать в Национальное бюро. Когда разбирательство закончится, все документы о происшествии отправят российскому страховщику, выдавшему вам Green card. Вы в свою очередь тоже обязаны сообщить о случившемся, как только вернетесь в Россию.
Как и в России, за границей за руль допускаются только водители, которые вписаны в страховой полис (потребуются также их подписи, если вы собираетесь путешествовать по Великобритании и Северной Ирландии)
Если у вас есть каско, сразу звоните по горячей линии страховой компании (все телефоны должны быть вписаны в полис), вам расскажут, как действовать, и посоветуют центры техпомощи. Аккуратно собирайте все бумаги, чеки, фотографии и свидетельские показания (копию протокола желательно заверить у нотариуса): без них возмещение вам не выплатят. Кроме того, с вас потребуют нотариально заверенный перевод документов (если только они не были составлены на английском — их чаще всего принимают).
Стоимость«Зеленой карты» на 15 дней для различных категорий транспортных средств:
• Прицеп к легковому автомобилю — ?7,3
• Грузовой автомобиль (полная масса более 3,5 т) — ?45
• Прицеп к грузовому автомобилю — ?9,5
• Автобус — ?102
• Мотоцикл — ?15
Георгий Белов |