По подсчетам аналитиков, более четверти операторов связи, работающих в различных регионах, уже оказывают интеллектуальные услуги, свыше 40 только собираются, а примерно 20 не рассматривают такие услуги.
В отличие от западных стран, где основными пользователями "умных сетей" являются частные лица, в России более 70% доходов обеспечивают компании. Потенциальными потребителями услуг интеллектуальной связи считаются активно говорящие пользователи сотовой связи.
В интеллектуальной сети связи потребитель получает виртуальный телефонный номер, к примеру семизначный, который не привязан ни к одному каналу связи, а переадресует вызовы на реальные номера, указанные самим абонентом. Проще говоря, по этому номеру абонента гарантированно найдут в любое время или, наоборот, не дозвонятся. Интеллектуальная связь позволяет направлять их звонки на стационарный телефон.
Несмотря на это, роль данного класса услуг в экономике отечественных телекоммуникационных компаний все еще мала. Участники рынка отмечают, что такие услуги не способны оказать либо мелкие операторы связи, либо крупные компании, для которых запуск новой услуги потребует большой период времени. Но если традиционные операторы выйдут на рынок интеллектуальных сетей связи, то остальные игроки свою аудиторию не потеряют.
Как отметил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" генеральный директор компании "Кантриком" Серей Иванов, сегодня противопоставление крупных компаний мелким несколько некорректно. Поскольку рынок интеллектуальных услуг связи только развивается, нельзя сказать, чтобы кто-то занял существенную нишу. В следующем году, по оценкам С.Иванова, рынок интеллектуальной услуг фиксированной сети ждет лавинообразный рост - в 2,5 раза по сравнению с этим годом. Очередь на фиксированные телефоны будет практически ликвидирована, операторы фиксированной связи задумываются, как им продолжать собственный рост.
По мнению генерального директора компании "Петербург Транзит Телеком" Александра Кучко, рынок "умных услуг" стал развиваться, как только рынок мобильной связи достиг своего насыщения, притом что переадресация вызова с мобильных достаточно давно существует. Потенциал роста сотовых операторов на рынке интеллектуальных услуг оценивается на уровне 30-40% ежегодно.
Однако мнения участников рынка разделились в вопросе, насколько законодательство соответствует рынку интеллектуальной связи. "Вопросы конвергенции мобильных и фиксированных сетей пока еще не проработаны, закона или лицензии о виртуальных операторах еще не принято. Для того чтобы продвигаться дальше, нужно нормальное законодательство", - говорит вице-президент компании "Экспресс Телеком" Юрий Морозов.
Тем не менее, С.Иванов считает, что нет смысла что-то кардинально менять в законодательстве, все корректно. "У каждого игрока есть четкое понимание того, на каком рынке он играет: либо на рынке фиксированной связи, либо на рынке мобильной связи. Определены термины "дополнительный абонентский номер", под который попадает интеллектуальный (виртуальный) номер", - подытожил он. |