В этот понедельник, 24 марта, благополучно завершилась наша двухмесячная эпопея, связанная с задержкой рейса из Хургады на двое суток и с последующим получением страховки за эту задержку. Вкратце история такова: наш рейс компании ORENAIR должен был вылететь из Хургады в Москву 23 января, но из-за сильных снегопадов, обрушившихся тогда на Центральную Россию, мы улетели только двумя сутками позже. Пассажиры рейса на эти два дня были заселены в отели и обеспечены питанием. Перед поездкой в офисе VKO Travel нами был приобретен страховой полис компании «Уралсиб», по которому в случае задержки рейса более чем на три часа мы могли получить на человека по 20 долларов за каждый час задержки рейса, но всего не более 500 долларов на человека. Поскольку в нашем случае задержка составила почти 44 часа, то претендовать мы могли на эти максимальные 500 долларов на каждого.
Собрать все документы, необходимые для получения страховки, оказалось делом, может, и не сложным, но весьма долгим. По прилете в Домодедово мы сразу же поставили в билеты штампы о задержке. Но для обращения в страховую компанию требовалось еще письменное подтверждение от авиакомпании с указанием времени и причины задержки рейса. Причина важна - выплаты производятся только если самолет задержали из-за неисправности или метеоусловий. Но звонок в представительство авиакомпании ORENAIR в аэропорту "Домодедово" результата не дал. "Мы справок не выдаем, обращайтесь в головной офис в Оренбурге", - был ответ. Пришлось позвонить в Оренбург, где нам порекомендовали направить письмо на имя гендиректора авиакомпании. В ходе разговоров выяснилось, что мы первые пассажиры этой авиакомпании, обратившиеся в ORENAIR по вопросу получения письма для страховой компании.
Выхода не оставалось, мы вступили в эпистолярную связь с авиакомпанией - на имя гендиректора ORENAIR было написано письмо приблизительно следующего содержания: мы, клиенты вашей авиакомпании, летели рейсом 9534 Хургада-Москва от 23 января, который по метеоусловиям был задержан, но одновременно мы являемся клиентами страховой компании и для получения страховки нам нужно подтверждение о задержке рейса от вашей авиакомпании. Это письмо было с уведомлением направлено в Оренбург 29 января.
После этого нам оставалось только ждать.
А ждать пришлось недолго - в середине февраля, еще до того, как пришло уведомление о вручении, раздался звонок, и по телефону представитель авиакомпании спросил, как лучше переслать письмо. Мы попросили отправить его по факсу, но оригинал выслать по почте, что оказалось нелишним - по факсу страховку не выплатят. После этого с билетами и письмом мы направились в офис компании у метро «Новые Черемушки».
Сейчас уже могу ошибаться со временем обеда, но предварительный разговор с представителем страховой компании выглядел приблизительно так: «Чтобы написать заявление, вы можете подъехать в рабочий день с 10 до 17, обед с часу до двух». Поэтому придется потратить рабочий день и, возможно, не один. Купить полис гораздо проще - офис по продаже работает от зари до зари без перерывов на обед, да и разве что только в новогоднюю ночь страхового агента нельзя вызвать на дом. Также при написании заявления выяснилось, что надо предоставить страховой компании не только прописанные в правилах билеты с отметками и письмо из авиакомпании, но и копии страниц загранпаспортов с отметками о пересечении границы. Поскольку у нас паспорта в этот момент находились в консульстве одной из стран Евросоюза, то пришлось ехать в "Уралсиб" второй раз. В будний день, в рабочее время...
После подачи всех документов «Уралсиб» в течение трех недель рассмотрел наше заявление и принял положительное решение - два дня назад мы получили по 12 с небольшим тысяч рублей на человека.
На самом деле, нам повезло дважды - мы провели лишние два дня в Хургаде в отеле, о котором в целом весьма неплохие отзывы у российских туристов, да еще и получили страховку за задержку рейса. Больше не повезло тем, кто не мог вылететь на море из заснеженной России - эти люди потеряли по два дня отпуска. И компенсировать им никто ничего не обязан: погода - это форс-мажор. И в этом случае, конечно, страховка за задержку рейса может стать приятной компенсацией за испорченный отпуск.
Единственный недостаток, который был выявлен нами при незапланированном тест-драйве этой новой туристической услуги - отсутствие договоренностей между страховщиками и авиакомпаниями. В ORENAIR, как мы уже писали, были несколько удивлены нашему обращению - ранее с просьбами предоставить письмо для страховой компании к ним никто не обращался. В предыдущем материале мы писали, что некоторые авиакомпании вообще не выдают таких справок пассажирам, считая, что достаточно отметки в билете. А значит, страховку получить невозможно. Поэтому в целом о страховании задержки рейса можно сказать пока только одно - услуга эта полезная, но механизм выплат, наверное, не должен включать в себя переписку клиента с генеральными директорами авиакомпаний.