За два года 110 тысяч уведомлений о транспортном налоге вообще не дошли до адресатов
Транспортный
налог остается одним из значимых источников средств для дорожного
строительства и одним из источников головной боли для автовладельцев,
когда-то продавших свой автомобиль и до сих пор получающих уведомления
из налоговой инспекции. О совершенствовании системы налогового
администрирования в части сбора транспортного налога НГС.НОВОСТИ
рассказал начальник отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов
Федеральной налоговой службы по Новосибирской области Леонид Чикин.
Леонид Николаевич, почему такой непорядок в базах данных автовладельцев?
Я бы не стал сейчас говорить о непорядке, скорее об отдельных случаях,
с которыми приходится сталкиваться как налогоплательщикам, так и
налоговикам, но и это, конечно же, неприятно. 28-й главой Налогового
кодекса Российской Федерации определено, что налоговые органы при
исчислении транспортного налога должны пользоваться данными органов,
регистрирующих транспортные средства.
В 2002–2003 годах, когда все начиналось, к примеру, в базах данных
ГИБДД не было сведений, необходимых налоговым органам, на уровне 82 %,
и это не вина ГИБДД. Ведь часто в паспорте транспортного средства —
основном документе, используемом ГИБДД при формировании базы данных, —
да и в нормативных документах, которыми тогда руководствовались органы
ГИБДД при постановке на учет транспортных средств, не было требований
по обязательному заполнению реквизитов, которые в дальнейшем стали
необходимыми налоговым органам (мощность двигателя, тип транспортного
средства и т.п.).
У нас с органами ГИБДД изначально сложились нормальные отношения, и как
того требует закон, ими в последующем были представлены недостающие
сведения. Отмечу, что при нашем содействии автовладельцами было снято с
учета в ГИБДД значительное количество давно неэксплуатируемых или
разобранных на запчасти машин и другой мототехники. Наличие
недостоверной информации — проблема не только нашего региона. По данным
ФНС России, из-за недостоверной информации, представленной
подразделениями ГИБДД налоговым органам, недопоступления в бюджет
оцениваются в 2,5 млрд рублей ежегодно.
Транспортный налог был введен еще в 2003 году. Почему за столько лет
налоговикам не удалось полностью навести порядок с его сбором?
Сложности со сбором налога возникают не только из-за наличия
недостоверных данных. Первое время много вопросов возникало по машинам,
переданным другим лицам по генеральной доверенности до 30 июля 2002
года. Но срок таких доверенностей истек, и с учетом требований
Налогового кодекса и Гражданского кодекса налогоплательщиком в этом
случае выступает то лицо, на котором зарегистрировано транспортное
средство. Соответственно, пока транспортное средство не будет
перерегистрировано на нового владельца или снято с учета, к ним будут
предъявляться требования уплаты налога.
Второй момент. Физические лица, зарегистрировав транспортные средства
по месту своего жительства, меняют место жительства, но при этом не
исполняют требования приказа МВД РФ о перерегистрации транспортного
средства по новому месту жительства, что, соответственно, создает
дополнительные проблемы налоговым органам, которые в этом случае
нередко направляет налоговые уведомления по старому месту регистрации
автовладельца. В итоге уведомление не достигает адресата.
Третий и основной момент. Часть владельцев транспортных средств не
получает налоговые уведомления. Это происходит по причине необеспечения
полноты их вручения почтовой службой. Так, в связи с истечением срока
хранения корреспонденции, отсутствия адресата и иным обстоятельствам
возвращено по состоянию на 1 марта в налоговые органы, к примеру за
2006 год, 61 тыс. уведомлений, за 2007-й — 49 тыс. уведомлений.
Кстати, прежде при прохождении ТО автовладелец был обязан предъявить
квитанцию об оплате налога наряду с другими документами. Сейчас этого
делать не нужно.
Согласно распоряжению губернатора Новосибирской области, органы ГИБДД
совместно с налоговыми органами в праве получать информацию об уплате
транспортного налога, в том числе и на пунктах техосмотра.
Но разве это не противоречит федеральному законодательству?
Федеральному законодательству противоречит, если налогоплательщик не
заплатил налог. А если заплатил, то он не будет втягиваться в дискуссию
о законности. Думаю, ему не составит труда к пакету документов,
предъявляемых при техосмотре, приложить еще и квитанцию об уплате
транспортного налога за предыдущий год. Я всегда привожу пример с
обязательным страхованием автогражданской ответственности: почему, если
у водителя нет полиса, его машину сотрудники ГИБДД имеют право
поставить на штрафстоянку, а если автовладелец не уплатил налог —
ничего страшного нет. При этом денежные средства от продажи полиса идут
частным компаниям, а уплата налога — в областной бюджет. Федеральный
законодатель не видит здесь противоречий.
Наверное, это происходит потому, что первое требование прописано в
законе, а второе — нет. Что мешало законодателям четко прописать: «Не
заплатил налог — техосмотр не пройдешь»?
Новосибирская область была в числе первых субъектов России, которые
выходили с данным предложением в правительство страны, объясняя это
необходимостью формирования на первоначальном этапе достоверной
информационной базы. Но Минфин нас и другие области не поддержал.
Что бы вы посоветовали гражданам, которые получают необоснованные,
на их взгляд, налоговые уведомления об уплате транспортного налога?
Прежде всего не стоит нервничать. Лучший вариант — напишите заявление о
своем несогласии с исчисленной суммой налога, приведите аргументы:
почему не согласны, сошлитесь на документы, которыми располагаете. Если
вам не хочется терять время на визит в налоговую инспекцию, отправьте
свое заявление заказным письмом. В течение месяца вы обязательно
получите ответ, и если ваши доводы будут обоснованными, то налоговая
инспекция с ними согласится, в противном случае будет аргументированный
отказ. А если вы не согласны с позицией инспекции, то вправе обратиться
в Управлении, пишет НГС.