Главная » 2008»Июнь»9 » Настольные книги, Что читали известные предприниматели, чтобы стать успешными и богатыми
09:20
Настольные книги, Что читали известные предприниматели, чтобы стать успешными и богатыми
Настоящие профессионалы обычно не ограничиваются чтением деловой переписки и газет. Бизнес растет за счет роста его владельца, черпающего знания из книг гуру менеджмента. Новосибирские бизнесмены предпочитают труды зарубежных практиков и среди них выделяют одну настольную книгу. Впрочем, некоторые из них уверены, что переросли идеи деловых бестселлеров и готовы писать их сами.
Good to Great Единодушно лидером в списке полезных книг был признан деловой бестселлер Джима Коллинза «От хорошего к великому». «Книга помогает расширить горизонты восприятия мира, информации, позволяет мыслить масштабно, — отмечает совладелец «Сибирского берега» Александр Ладан. — Это очень важно, когда вы не просто создаете компанию, а планируете постоянно развивать бизнес, расти и быть лучшими в своем деле».
Немаловажно, что в книге приводятся примеры самых успешных компаний, которые сделали настоящий прорыв в своей области, говорит бизнесмен. На такие примеры нужно равняться, может быть, даже проецировать успех на свою компанию, чтобы впоследствии самим стать примером для подражания, добавляет Ладан. «Эта книга, в основу которой лег анализ развития наиболее успешных компаний-долгожителей, очень помогла мне несколько лет назад», — признается и владелец коммуникационной группы Petra Владимир Верхоланцев.
Идей в книге масса, причем неординарных, которые меняют традиционное представление о бизнесе, соглашается владелец группы компаний «Обувь России» Антон Титов. «Мне в душу запали очень интересные, образные, яркие примеры», — добавляет он, приводя один из них. Принято считать, что важно планировать деятельность компании по целям, ведь цель — это то, что объединяет команду. Автор же книги утверждает, что руководитель мыслит очень узко, если формирует команду под какую-то цель, поскольку цель может меняться, даже если изначально кажется глобальной и долгосрочной. В подтверждение своих мыслей Джим Коллинз приводит образный пример: в лодке сидят 10 человек, которые договорились, что гребут до противоположного берега. Доплыли до середины реки и поняли, что надо отправиться в другое место — чуть ниже по реке спуститься. При этом половина людей бросит весла и выпрыгнет из лодки, а часть — вообще решит грести назад. Чтобы избежать такой ситуации, нужно сначала собирать единомышленников, имеющих общие ценности, а потом вместе придумывать, куда двигаться. Такая стратегия более перспективна и долговечна.
Стать лидером Остальные книги, рекомендуемые бизнесменами для прочтения, продолжают заложенные Коллинзом идеи и развивают их. «Мне была также полезна книга Ицхака Адизеса «Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем», — рассказывает Антон Титов. По мнению Ицхака Адизеса, важным условием процветания компании в современном мире является способность меняться. Как правило, гибкость и мобильность — характеристики молодого бизнеса. Когда компания растет, она все менее и менее готова к принятию изменений. Однако этого не должно происходить, считает Титов. «Задача современного менеджмента — не терять способности меняться. На мой взгляд, наша компания с укрупнением, наоборот, развивает эту способность, становится гибче, появляются новые рычаги для более эффективного управления, — говорит бизнесмен. — Как это возможно? Секрет в том, что менеджеры нашей компании сами планируют изменения, идеи не спускаются сверху, а обсуждаются и разрабатываются совместно. За 2007 год мы внедрили много новых идей, которые сотрудники на местах достаточно быстро подхватывают и реализуют».
Очень полезная для работы книга — «Карьера менеджера» Ли Якока, отмечает Александр Ладан. «Начинающим бизнесменам я бы порекомендовал книгу «Теория системного менеджмента», — говорит он. — Это учебник менеджмента, и его можно изучать еще в институте, он построен на крепкой теоретической базе, но в тоже время примеры не оторваны от реальности».
К списку стоящих книг Владимир Верхоланцев добавляет труды Дэвида Майстера — «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги», «Советник, которому доверяют», «Истинный профессионализм», «Делай то, что проповедуешь», «Первый среди равных».
Анализируй это Впрочем, некоторые успешные бизнесмены считают, что не так важен список прочитанной литературы, как умение применять знания в нестандартных ситуациях. «Пять лет назад на нашем внутреннем семинаре с гуру по дизайну и продвижению брэндов с Ларсом Валентайн мы поинтересовались: какие книги из маркетинга нужно прочитать, и как он относится к Джеку Трауту, который на тот момент издал 8 книг на русском языке, — рассказывает председатель совета директор «Инмарко» Дмитрий Докин. — Он улыбнулся и ответил: Он уже написал 8 книг? Даже я не читал все».
«Это своеобразный взгляд на маркетинг и чтение лишь его книг может направить вас на ложный путь, вы ведь имеете свой конкретный бизнес и вам нужно самим найти свою дорогу, — добавил Валентайн. — Поэтому и нужно изучив все основные точки зрения на маркетинг — книги Нордстрема, Райса, Фиска, Траута и других, — обобщить и найти тот уникальный путь, который приведет вас к победе».
«Это и называется образованностью и умением находить в жизни конкретную дорогу для решения своих задач, — считает Дмитрий Докин. — Иногда даже важнее читать не конретных гуру, а классиков: Достоевского, Шоу, Мураками, — некоторые из которых много лет назад предсказали основные тренды развития общества и отдельных индивидуумов».
«Я не однажды пытался читать книги типа «Как стать эффективным менеджером» и понял, что эти труды не для меня, — рассказал гендиректор аэропорта «Толмачево» Алексей Чертенков. — Я сам готов такое писать и делиться своим опытом». «Фактически в этих произведениях я видел свои мысли и действия и, если поначалу это тешило самолюбие, то потом стало скучно», — добавляет топ-менеджер. «Никогда не ставил себе задачи формулировать принципы успешного менеджмента, но важно одно — поставил цель, и упрямо грызи ее до последнего, — добавляет Чертенков, — если начнешь сворачивать, юлить, не доводить до конца, то менеджер из тебя не получится».
Самым ненужным подарком Алексей Чертенков считает бестолковые книги: «Обращаю внимание, что есть толковые книги, ценность которых весьма велика — я, к примеру, очень люблю глобальную историю, биографию, путешествия, поэтому любые книги этой тематики меня интересуют, а вот произведения Дарьи Донцовой меня не привлекают».