 Рекламный плакат Промсвязьбанка
Промсвязьбанк предлагает линейку продуктов для малого бизнеса
Еще не так давно подавляющая часть небольших компаний могла лишь мечтать о получении средств на развитие бизнеса - слишком осторожно банки подходили к выбору заемщиков. За последние годы объем кредитования малых и средних предприятий увеличился в разы. А банки, предлагающие все более мягкие и гибкие условия, вынуждены активно конкурировать между собой.
Около трех лет назад кредитовать малый бизнес был готов лишь каждый третий российский банк. Такой вывод содержался в исследованиях, обнародованных в начале 2005 года Ассоциацией региональных банков России. При этом только 13 процентов опрошенных выделяли малые предприятия в отдельную категорию. Как правило, заемщиками становились лишь те компании, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело вели бизнес и имели положительную кредитную историю. Неудивительно, что по самым смелым оценкам потребности МСБ в финансировании удовлетворялись лишь на 10-15 процентов.
Приоритетный бизнес
Однако за последние несколько лет были сделаны серьезные шаги вперед. Это и не удивительно, ведь в большинстве развитых стран мира малый и средний бизнес является одной из главных опор экономики. Впрочем, российские "частники" и сами смогли доказать, что они жизнеспособны, умеют работать с прибылью и многие из них готовы соответствовать даже международным стандартам.
Так, согласно оценкам экспертов, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к легализации деятельности: доля "теневиков" за четыре года сократилась с 50 до 30 процентов. Эксперты также сходятся в том, что потребность малого и среднего бизнеса в финансах и сейчас еще далека от удовлетворения. Исследование ОАО "Промсвязьбанк", одного из крупнейших банков в России, показало, что таким предприятиям необходимы ежегодно десятки миллиардов долларов. Впрочем, об этом говорят не только сухие статистические данные. "Только с начала года наш портфель кредитов малому и среднему бизнесу увеличился в 7 раз! Приведенный пример наглядно демонстрирует, насколько востребованы такие услуги", - говорит директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота.
Кредит на раз, два, три
Парадокс, но до сих пор не все знают о возможности получить деньги на развитие бизнеса. Предпринимателям сложно оценить недополученные доходы и выгоды такого финансирования. А ведь кредитование помогает избежать целого ряда конкурентных и рыночных рисков, позволяет увеличить оборот компании, эффективно использовать собственный капитал, значительно увеличить торговый оборот, а значит - и намного быстрее получить дополнительную прибыль. Короче говоря, компания получает шанс занять стабильные позиции на рынке и опередить менее решительных конкурентов.
Войдя во вкус, предприниматель начинает вести себя активнее, ставит себе более высокую планку. Это отмечают представители тех банков, которые реализуют комплексные программы для малого и среднего бизнеса. Например, в ОАО "Промсвязьбанк" каждую неделю поступают сотни запросов об условиях кредитования. И с начала года выдано более 3 000 кредитов. Это говорит о том, что устойчивый спрос сформирован, и пожинать плоды будут те банки, которые плотнее взаимодействуют с клиентами, объясняя им выгоду различных видов финансирования и обеспечивая прозрачность в работе.
Банки стремятся занять еще не до конца занятую нишу, дифференцированный подход - вот ключ к успеху. Так, Промсвязьбанк, изучив рынок, выделил несколько групп предпринимателей и разработал ряд продуктов, наилучшим образом отвечающих запросам таких клиентов.
В чем особенности предлагаемых программ кредитования малого и среднего бизнеса? Решение по заявке клиента принимается в срок от 1 до 7 дней. Обычно банки требуют залоговое обеспечение. Но и здесь все не столь однозначно. Так, в Промсвязьбанке по продукту "Кредит-Первый" (залоговый) до 45 процентов обязательств можно не обеспечивать залогом, "Кредит-Бизнес" позволяет не обеспечивать до 25 процентов обязательств, "Кредит-Инвест" - до 10 процентов обязательств, а по продукту "Кредит-Первый" (беззалоговый) залог - как и следует из названия - и вовсе не нужен. При сроке кредитования до 18 месяцев товары в обороте могут занимать до 100 процентов в структуре залога - это правило действует для продуктов "Кредит-Первый", "Кредит-Бизнес" и "Кредит-Инвест".
 |
Директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота, фото пресс-службы банка | Согласитесь: предложенные программы позволяют решать как текущие, так и перспективные задачи.
"Кредит-Транспорт" позволяет приобретать автомобили для нужд бизнеса. Условия предоставления традиционных автокредитов для физических лиц не полностью учитывали особенности частных предпринимателей, да и сами банки не всегда охотно шли им навстречу. Теперь, благодаря программе "Кредит-Транспорт", можно покупать технику стоимостью от 150 тысяч до 30 миллионов (!) рублей. Расплачиваться по долгам можно в течение пяти лет.
Бывают ситуации, когда деньги нужны буквально на неделю-другую, но здесь и сейчас. "Кредит-Овердрафт" позволяет решить эту проблему, причем каждый раз заниматься оформлением кредита не нужно. Достаточно подписать соответствующий договор - и в течение всего периода его действия банк готов предоставлять клиенту от 1 до 15 миллионов рублей на срок до 30 дней - была бы необходимость. Овердрафт - по сути кредитование расчетного счета: даже если на нем ноль, деньгами в рамках оговоренного лимита все равно можно пользоваться. Пришли деньги на счет - овердрафт автоматически погашается.
Суть продукта "Кредит-Оборот" понятна из его названия. Предоставляемая сумма кредита может значительно превышать среднемесячный оборот выручки от реализации по банковским счетам компании. До 45 миллионов рублей можно получить в Промсвязьбанке для решения оперативных вопросов, увеличения оборотов бизнеса, закупки сырья и т. п. Срок кредита и различные варианты предоставления средств (можно, например, брать не всю сумму целиком, а по частям), делают его интересным и востребованным предложением на рынке услуг краткосрочного финансирования.
Равнение на лучших
Кредитные портфели банков по малому и среднему бизнесу за последние три года выросли в разы. И это не предел - рынок далек от насыщения. Конечно, в ближайшее время конкуренция будет только обостряться, а финансистам ничего не останется, как сражаться за заемщика. В этой борьбе победит тот, кто лучше сможет учесть запросы и пожелания клиента.
Поэтому наибольшие шансы на успех имеют те банки, которые умеют разговаривать с предпринимателями на одном языке. "Получение кредита - шанс не только увеличить оборотные средства и расширить бизнес, но и своего рода входной билет в престижный клуб: работа с известными брендами не только выгодна, но и служит подтверждением репутации. А уж если речь идет о банке, хорошо известном на рынке корпоративного кредитования, то престиж возрастает в разы", - утверждает директор департамента малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка.
Кредитование - дорога с двусторонним движением. И успех обеспечен только тогда, когда обе стороны почувствуют вкус к сотрудничеству, поймут его преимущества. Это уже происходит, а в ближайшее время объем кредитов, выданных малым и средним предприятиям, будет нарастать, как снежный ком. И выиграют все те, кто не останется в стороне от этого процесса.
Подробную информацию об условиях предоставления, использования и возврата кредита, размере неустойки, требованиях к заемщикам и прочих условиях предоставления кредитов вы можете узнать в контакт-центре по телефонам 8 (800) 555 2020 (звонок по России бесплатный), (495) 787-33-34 и на сайте www.psbank.ru
|