Андрей Колов
"Серому импорту" скоро наступит конец. Независимые дилеры и автосервисы могут остаться без работы и получить серьезные штрафы. Автопроизводители начали активную борьбу с несанкционированным импортом оригинальных запчастей.
Среди самых активных борцов с неофициальными дилерами и сервисами Porsche AG, недавно добившаяся конфискации автомобиля, ввезенного в Россию без ее разрешения. Представительство автоконцерна "Порше Руссланд" намерено пресечь неофициальную продажу автомобилей и запчастей в России, отмечает Оксана Хартонюк, директор по маркетингу и PR компании. С момента своего создания в 2005 г. "Порше Руссланд" отправляла в год по 20 претензий к компаниям, без разрешения использующим товарные знаки Porsсhe в рекламе и доменных именах. В 2008 г. число претензий значительно выросло, рассказывает Дмитрий Курдюков, руководитель юридического отдела "Порше Руссланд". Большинство компаний устраняют нарушения, но примерно по 10 случаям Porsche пришлось обращаться с исками в арбитраж, отмечает юрист.
Запрет на импорт оригинальных запчастей независимыми автосервисами приведет к росту подделок, контрабанды и угонов автомобилей с целью продажи их на запчасти, делает мрачный прогноз директор одного из крупнейших поставщиков автокомплектующих "Автологистика".
В первую очередь пострадают владельцы моделей иномарок, официально не продающихся в России»
По его оценке, в Москве сейчас на каждый официальный дилерский автосервис приходится четыре независимых. В первую очередь пострадают владельцы моделей иномарок, официально не продающихся в России. У официальных российских дилеров такие запчасти не купишь.
Сотрудники представительств на вопрос о преследовании неофициальных импортеров оригинальных запчастей обычно говорят, что ведут комплексную защиту брендов, но о конкретных действиях рассказать не могут. "Нам бы сейчас обеспечить спрос на машины и сервис в официальной дилерской сети, до серых дилеров руки не доходят", - объяснил сотрудник российского представительства автоконцерна, входящего в десятку крупнейших продавцов иномарок в России.
В мире существует два варианта толкования прав на товарный знак: согласно первому исключительные права на бренд перестают действовать после его продажи. Этот принцип распространяется, например, на территории Европейского Союза в отношении продукции, приобретенной в любой из входящих в него стран. Второй принцип, применяемый в России, предусматривает, что права утрачиваются после того, как товар пересек границу. Сколько раз товар перепродавался до этого, значения не имеет. Проверять, давал ли владелец знака разрешение на ввоз товара в Россию, к примеру, таможенники могут в течение года после его провоза через границу. Это позволяет хозяевам брендов добиваться конфискации неофициальной продукции прямо с магазинных полок, пишет газета "Ведомости".
"Если количество подобных претензий увеличится, то малому бизнесу будет сложно выжить. Предпринимателям придется платить иностранным компаниям за право использования их брендов, что не всем по карману", - говорит Владислав Тарасенко, управляющий партнер Центра развития среднего бизнеса. К тому же это хороший способ насолить конкуренту, сообщив в таможню или компанию, что в магазине продается товар с брендом, который конкурент ввез самостоятельно и без разрешения правообладателя, считает Тарасенко. |