Главная » 2008»Ноябрь»20 » Аэропорты через суд требуют от авиакомпании "Сибирь" возврата долгов
09:19
Аэропорты через суд требуют от авиакомпании "Сибирь" возврата долгов
Кредиторы начинают взыскивать через суд долги второй в России авиакомпании "Сибирь", на которую претендует лидер рынка "Аэрофлот". Иск на 102 млн рублей собирается подать ее базовый аэропорт Толмачево, на 65 млн рублей ТД ТОАП, еще 20 млн рублей от "Сибири" требует челябинское Баландино. Эксперты полагают, что если обещанное государством льготное кредитование не дойдет до авиакомпаний в ближайшее время, это может привести к новому кризису на авиарынке, пишет сегодня "Коммерсант".
"Задолженность авиакомпании образовалась за последние три месяца и продолжает расти", - сообщила пресс-секретарь Толмачево Ольга Кочетова. По ее словам, аэропорт уже начал применять к "Сибири" санкции. "Мы проинформировали авиакомпанию и пассажиров о том, что вылеты новогодних чартеров "Сибири" будут задержаны в среднем на два-три часа. Эти удобные слоты будут отданы перевозчикам, добросовестно выполняющим обязательства перед аэропортом", - сообщила она, отметив, что такие действия аэропорта предусмотрены в договорах с авиакомпанией.
Толмачево - не первый аэропорт, требующий с "Сибири" деньги через суд. 27 октября арбитражный суд Новосибирска зарегистрировал иск от Челябинского авиапредприятия (ЧАП, управляет челябинским аэропортом Баландино) о взыскании с "Сибири" 20 млн руб. долга за наземное обслуживание. Член совета директоров ЧАП Александр Мертен уточнил, что с момента подачи иска долг вырос до 25 млн руб. В качестве обеспечительной меры истец требует ареста счетов "Сибири". Правда, при подаче иска юристы ЧАП указали неправильные реквизиты для уплаты госпошлины, и иск оставлен без движения. По словам Александра Мертена, после уплаты госпошлины в ближайшие дни рассмотрение иска возобновится. На следующей неделе еще один иск к "Сибири" на 65 млн руб. подаст торговый дом ТОАП, говорит его гендиректор Евгений Островский.
В "Сибири" подтвердили долг перед Толмачево. "Это текущий долг, его оплата производится по согласованному графику", - сказал представитель авиакомпании Дмитрий Чуксеев. Комментировать претензии ЧАП он отказался, сославшись на то, что документов о подаче иска в авиакомпании нет. Источник "Ъ" в "Сибири" уверен, что объявление Толмачево о намерении подать иск в суд стало реакцией на письмо гендиректора авиакомпании Владислава Филева в Федеральную антимонопольную службу о нежелании региональных аэропортов снижать цены на авиатопливо.
"Сибирь" - вторая авиакомпания в России по объему перевозок (4,9 млн пассажиров в 2007 году) и крупнейший оператор внутреннего авиарынка. Выручка авиакомпании по РСБУ за девять месяцев 2008 года составила 31,9 млрд рублей, чистая прибыль - 157,1 млн рублей. Кредиторская задолженность компании с 1 января по 30 сентября увеличилась с 3,4 млрд рублей до 5,8 млрд, краткосрочная дебиторская задолженность за тот же период выросла с 8,5 млрд рублей до 11,1 млрд.
Эксперты отмечают, что общая сумма исков в 182 млн рублей для такой крупной компании, как "Сибирь", невелика. Но обращение поставщиков, в том числе зависящего от компании базового аэропорта в суд показывает, что в условиях кризиса они уже не могут договариваться с авиакомпаниями, и авиарынок может ожидать новый кризис. "Любые попытки сократить отсрочки платежей авиакомпаний за оказываемые им услуги и производить расчеты день в день приведут к полному коллапсу воздушного транспорта",- предупреждает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, добавляя, что срок в три месяца почти совпадает с глубиной продаж авиабилетов. По его мнению, задача правительства - "любой ценой предотвратить панику" на рынке и не допустить недальновидных действий аэропортов в отношении авиакомпаний по примеру AiRUnion.
В то же время глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что если вопрос о предоставлении льготных кредитов авиакомпаниям срочно не будет решен, большинство из них, в том числе и "Сибирь", окажутся в трудном положении. Он отмечает, что если авиакомпания самостоятельно не поправит свою финансовую ситуацию, "наиболее реальным развитием событий может стать сближение с "Аэрофлотом"". В конце октября "Аэрофлот" попросил государство передать ему в управление 25,5% акций "Сибири" и уже получил одобрение Минтранса. Сейчас вопрос согласовывается с Росимуществом.