Что было
Управление частными инвестициями доступно тем, у кого свободные капиталы начинаются от 200 тысяч долларов. Это те средства, которые потенциальный клиент может отдать в управление банку или управляющей компании. Эксперты расходятся в данных, каково число таких граждан в России, но примерно речь идет о нескольких тысячах человек. Всего в мире по итогам 2007 года Merrill Lynch насчитало 10 миллионов человек. Быстрее всего их число росло в странах БРИК, но Россия заняла лишь третье место с ростом на 14,4%. Для сравнения: в Европе число состоятельных людей выросло на 3,7%, а в США - на 4,2%.
Банкиры, занимающиеся private banking, работают в значительной степени на личных контактах. В определенной степени даже председатель правления такого банка тоже sales manager, только более высокого уровня. "Каналы привлечения клиентов - это личные знакомства, рекомендации старых клиентов, советы наших зарубежных партнеров своим клиентам воспользоваться нашими услугами", - рассказал в понедельник на Global Luxury Forum в Москве член совета директоров Bankhaus Erbe AG Андрей Кулаков.
Кроме того, как сказал Кулаков, название банка также привлекло потенциальных клиентов. Раньше этот банк носил название "Международный банк храма Христа Спасителя".
Как только становится известно о какой-то более-менее крупной сделке, например продаже акций, так сразу продавец подвергается "массированной атаке" топ-менеджеров private banking, жаждущих взять его средства в управление.
По сути, никаких эксклюзивных продуктов разработчики private banking не предлагают, но зато общение с ними позволяет состоятельному клиенту сэкономить время и получить качественные консультации.
Два кризисных месяца показали отток средств со счетов клиентов российского private banking, сопровождавшийся уходом в валюту и перекладыванием средств в сейфовые ячейки.
"Два месяца были истеричных, люди снимали деньги и клали в ячейки. Я не надеюсь, что эти средства вернутся назад в 2009 году", - говорит глава департамента управления частными инвестициями Росбанка Наталья Родионова. Средства также ушли на довзнос активов, потребовавшийся из-за срабатывания margin call и довложений в собственный бизнес.
Прогноз-2009: весеннее дно
По словам Родионовой, клиенты подразделений private banking получают доходы из нескольких источников, и каждый из них сейчас под угрозой иссякания. Например, доходы от основной деятельности будут снижаться, на бонусы тоже рассчитывать не стоит, рынок недвижимости также будет "достаточно вялым".
По оценке Родионовой, "дно" на рынке ожидается весной, и тогда банки вновь увидят отток средств. Что касается недвижимости, то будет осуществляться "точечная закупка", так как "в это время будет ясно, сколько что будет стоить, если вообще что-то будет стоить".
"Весной и в начале лета будет еще сложнее (чем сейчас)", - соглашается руководитель департамента управления частными финансами компании "Тройка Диалог" Алексей Ищенко. Его компания зафиксировала рост интереса к открытию брокерских счетов.
"Я верю в то, что в середине 2009 года будет слабый приток средств, в отличии от ежегодного роста в два-три раза в последние несколько лет", - сказал Ищенко.
Следующий год будет тяжелым из-за того, что в полной мере проявятся структурные изменения в экономике, пока затронувшие лишь несколько отраслей (ритейлеров, банки и девелоперов), отмечает председатель правления M2M Private Banking Владимир Зражевский.
"Дна еще и близко нет, оно еще только будет", считает Зражевский.
По словам Зражевского, риэлторы из ТОП-5 говорят, что у них все хорошо, а сами сокращают персонал на 70%. Рынок встал, объекты класса люкс реализуются уже по году. Девелоперы готовы делать скидки до 50% тем, кто приходит с наличными. "Сейчас (на рынке недвижимости) нет benchmark, непонятно где мы", - сказал Зражевский.
Автодилеры рассказывают истории, как клиенты, купившие авто за 150 тысяч долларов, через неделю возвращались в салон с просьбой выкупить у них машину за 90 тысяч долларов.
Куда вложиться
Как считает Родионова, инструментами вложений остаются золото, драгметаллы, но не в виде ювелирных украшений, а также недвижимость и земля при условии, что средства будут инвестированы на годы.
Вкладывать в произведения искусства, по мнению Родионовой, достаточно рискованно, потому что сложно предсказать срок их возможной реализации. Кроме того, велика вероятность подделки. "Для оценки картин и антиквариата нужны связи в этом мире", - подчеркивает Родионова.
Зражевский говорит, что его банк предлагает услуги по хранению и транспортировке предметов искусства. Он процитировал одного из своих клиентов-коллекционеров, порадовавшегося тому, что "наконец-то настало время, когда можно опять начать коллекционировать", потому что цены возвращаются на реальные уровни.
"Рынок потерял ликвидность, клиенты начали выбирать депозиты как средство сохранения капитала. По моим прогнозам, до середины, а может быть, и до конца 2009 года все будут сидеть в cash", - прогнозирует Родионова, департамент которой управляет 1,2 миллиардами долларов клиентских средств.