"Ковер-самолет" во время испытаний в лаборатории Принстонского университета
В лаборатории Принстонского университета проходят испытания небольшого "ковра-самолета". В движение 10-сантиметровый прозрачный
пластиковый лист приводит "рябь" – по его поверхности под действием
электричества от одного края к другому идут мелкие волны, создавая поток
воздуха. Прототип, как говорится в статье, опубликованной в Applied Physics Letters, движется со скоростью около сантиметра в секунду, пишет ВВС. При этом в дальнейшем его создатель - аспирант Ноа Джафферис - надеется увеличить скорость до метра в секунду. Джафферис говорит, что идея создания такого
аппарата пришла к нему во время чтения математической работы сразу после
поступления в аспирантуру в Принстоне.
Он отказался от
перспективного проекта печати наночернилами электронных схем, и выбрал
работу, которая, казалось, ближе к "Сказкам 1001 ночи", чем к инженерии
XXI века.
Безрассудство
Профессор Джеймс Штурма, который возглавляет
исследовательскую группу Джаффериса, признал, что ему поначалу проект
казался безрассудным. "Было трудно контролировать с высокой точностью
поведение листа, потому что он деформировался при высоких частотах", –
сказал он Би-би-си. "Не имея возможности точно предсказать, как
поведет себя лист, мы не могли применять электрический ток с
правильными параметрами, чтобы в результате получилось движение вперед",
– сказал ученый. В течение двух лет исследователи устанавливали датчики по всему листу, точно регулируя его поведение. После точной регулировки, волны, наконец, стали вести себя согласно расчетам, и небольшой "ковер" смог двигаться. В документе, описывающем проект, слово "летит"
всегда пишется в кавычках. Джафферис и его соавторы таким образом
подчеркивают, что у листа больше общего с аппаратом на воздушной
подушке, чем с самолетом. "Лист должен находиться близко к земле, –
объяснил Джафферис Би-би-си. – Таким образом, воздух попадает в
"ловушку" между листом и землей, и когда волны движутся в одном
направлении, [...] это создает тягу. Аппарат для Марса
Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского
университета, который писал в 2007 году доклад в журнале Physical Review
Letters, вдохновивший Джаффериса на этот проект, выразил удивление и
восторг в связи с успехом принстонской научной группы. "Ноа пошел дальше теории и построил
приспособление, которое работает, – сказал он Би-би-си. – Более того,
оно работает довольно неплохо, как мы и предсказывали". Джафферис отмечает, что движение аппарата
ограничено крошечными нитями, прикрепленными к батареям, и может
перемещаться на расстояние нескольких сантиметров. Он собирается
построить следующий прототип, работающий на солнечной энергии и свободно
летающий на большие расстояния. Преимущество этого вида движения, утверждает он,
заключается в отсутствии движущихся компонентов. Этим лист отличается
от самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке. "Идеальным было бы использовать его в какой-то
пыльной, грязной среде, где движущиеся части быстро загрязнились бы и
остановились", – пояснил он. Тем не менее, признал он, при существующих
технологиях "размах крыльев" "ковра-самолета", достаточно мощного, чтобы
перевозить человека, составил бы минимум 50 метров. Не самое удачное
транспортное средство для улицы. С другой стороны, предварительные расчеты
показывают, что, например, на планете Марс достаточно атмосферы, чтобы
плавающие планетоходы могли скользить над пыльной поверхностью. |