Фото с сайта drive.ru
Около 80% дорогих автомобилей (стоимостью выше 1 млн руб.)
сегодня оборудованы системами спутникового слежения. Благодаря им
удается разыскивать каждый второй угнанный автомобиль с «маячком», тогда
как по необорудованным машинам — только каждый шестой. Но для
эффективного розыска угнанных авто нужна координация между спутниковыми
компаниями и правоохранительными органами. В Санкт-Петербурге такое
взаимодействие наладить удалось, а вот московские силовики не спешат
сближаться с коммерсантами. Правоохранители, задействованные в розыске
авто, предпочитают дружить с угонщиками, объясняют эксперты. Но как говорят неофициально, большинство угонов без помощи "служителей закона" не обходится.
Угонщик сидит, а дело его живет В
Санкт-Петербурге в прошлом году украли BMW X-6, автомобиль удалось
поймать по пути в Псковскую область. Угонщиком оказался экс-гаишник,
которому в итоге присудили срок. В феврале этого года в Питере опять
угоняют BMW X-6, да еще и в самой дорогой комплектации. Автовладельцем
оказывается игрок сборной России и казанского «Рубина» Алан Касаев.
Милиционеры активно принимаются за расследование, и автомобиль уже через
несколько дней по сигналу со спутника находят в деревне Пустошка под
Псковом. Каково же было удивление оперативников, когда выяснилось, что
гараж, где прятали авто футболиста, принадлежит гаишнику, в данный
момент отбывающему наказание за прошлый аналогичный угон. «Вот так —
человек сидит, а дело его живет», — прокомментировал РБК daily начальник
22-го (угонного) отдела ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Сергей Сушков. Военную авиацию вызывали? Не так давно был
угнан BMW X-5, сигнал со спутника привел опергруппу к воротам воинской
части. Через КПП дежурящие солдаты их, естественно, не пустили. Пока
ждали милиционеров, сигнал неожиданно пропал. Но уже через несколько
часов вновь объявился, но уже в Улан-Удэ. Когда на территорию части
проникли, выяснилось, что там располагается взлетно-посадочная полоса и
дислоцировано несколько военно-транспортных самолетов. За автомобилем
пришлось ехать в Улан-Удэ. Кавказ — дело странное! Lexus
LX-570, угнанный в Питере, по сигналу со спутника вскоре обнаружился в
Нальчике. Приехавшие за ним специалисты выяснили, что ездит на нем один
из заместителей руководителя Следственного управления Следственного
комитета России по Кабардино-Балкарии. Машину высокопоставленный силовик
вернул, только попросил нигде не афишировать этот случай. Платить надо вовремя Зачастую
автовладельцы прекращают платить арендную плату, и спутниковые компании
перестают отслеживать их передвижения. Однако, когда такой автомобиль
угоняют, водитель сразу вспоминает, что его машина оборудована
противоугонной системой, хоть и отключенной, и бежит в компанию. По
словам гендиректора «Цезарь-Сателлит» Василия Курсина, таким водителям,
как правило, идут навстречу — местонахождение определяют. «Однако
драгоценное время уже потеряно, и машину даже если удается разыскать, то
зачастую уже в непотребном виде», — говорит он. Основные клиенты
компаний, предлагающих подобные услуги, — Mazeratti, Bentley, Ferrari,
Aston Martin, BMW. При этом сегодня одно из первых мест по угонам держит
Ford Focus. Эксперты связывают это с большим количеством автомобилей в
городе и кражами таких авто на запчасти. Поэтому в спутниковых компаниях
в последнее время стали заниматься и автомобилями эконом-сегмента. А с
2013 года все автомобили, выпускаемые в России, согласно решению
правительства будут оборудоваться ГЛОНАСС. Тогда спутниковое
оборудование можно будет встретить даже на «ВАЗах». Кто с автомобилем придет, тот без него и останется В
2008 году в Питере был угнан автомобиль, в котором финский водитель
забыл мобильный телефон. По сигналу сотового машина была разыскана на
окраине Санкт-Петербурга, спрятанная в гаражном кооперативе. При
проверке еще нескольких гаражей был обнаружен другой автомобиль, ранее
похищенный у другого гражданина Финляндии. Сегодня во многих
финских семьях есть второй автомобиль, недорогой, старенький,
предназначенный специально для поездок на выходные в Санкт-Петербург,
рассказал РБК daily представитель питерского угрозыска. Это вынужденная
мера, поскольку местные угонщики очень полюбили их автомобили.
Во-первых, финские авто качественной европейской сборки, а во-вторых,
иностранцы, как правило, теряются в чужой стране и даже не знают, куда
обратиться в случае угона. Данные со спутника в обмен на возможности «ксивы» Правда,
иногда оказывается бессилен даже спутник. По словам г-на Сушкова,
федеральная база по розыску угнанных авто работает не всегда эффективно.
«Если машина уходит не в соседний регион, информация местным
правоохранительным органам о ней приходит только через сутки, — пояснил
он. — К сожалению, за это время машина может уйти очень далеко». Московский полицейский питерскому рознь «С
Московским уголовным розыском нам не удалось наладить такое же тесное
взаимодействие, как в Питере», — сетует руководитель департамента
безопасности «Цезарь-Сателлит» Иван Зверев. С московскими
правоохранительными органами работать гораздо сложнее, признается он. Наиболее
показательный случай произошел в прошлом году. Серебряный Bentley
стоимостью около 10 млн руб. обнаружили на Украине. Местные
правоохранительные органы сообщили, что машину будут гнать из Киева
через Москву в Азербайджан. «Мы связались с центральным аппаратом МВД,
нам выделили человека для проведения операции по задержанию авто, —
рассказал г-н Зверев. — Как только машина пересекла российско-украинскую
границу, мы тут же сообщили этому человеку ее точные координаты. Но
машина спокойно ехала. Я лично еще несколько раз звонил этому офицеру и
сообщал местонахождение Bentley, но машина беспрепятственно доехала до
Москвы. И только подключив личные связи и связавшись напрямую с постом
на МКАД, нам удалось задержать этот автомобиль». «Ранее и в Питере
была ситуация, когда мы передавали информацию милиции, а она уже вскоре
оказывалась у угонщиков, — вспоминает г-н Зверев. — В 2004 году
приехавшие милиционеры отказались взламывать гараж, где мы разыскали
угнанный автомобиль. Оказалось, что гараж этот принадлежит их
высокопоставленному сотруднику, и они даже взятку нам предлагали, чтобы
только не вскрывать его». В дальнейшем в Питере, по его словам, эту
ситуацию удалось переломить, в том числе за счет создания специального
отдела по розыску угнанных авто и назначению туда порядочных
сотрудников. «Все действительно упирается в порядочных людей, —
рассуждает адвокат Игорь Кустов. — Зачастую, и в Москве это наиболее
развито, сотрудникам уголовного розыска гораздо выгоднее сотрудничать с
угонщиками, нежели с компаниями, старающимися разыскать такие авто.
Остается надеяться, что такие сотрудники не пройдут переаттестацию и в
отделы по розыску авто наберут новых людей».
|