Фото: Mercedes-Benz Ну и времена настали: автомобильный мир оказался
начисто лишенным романтики. Речь все больше идет о топливной
эффективности, унификации платформ, оптимизации производственных
процессов. Но о фантастических идеях, ломающих стереотипы и заставляющих
взглянуть на автомобиль совсем по-иному, мы слышим все реже и реже.
Наращивать мощность уже оказалось бесполезным – сейчас большие скорости
почти повсеместно под запретом, все напирают на безопасность. Поднять
автомобиль в небо? Подняли. И под воду погрузили. Есть ведь летающие
Terrafugia Transition, ныряющие Rinspeed sQuba. Но пока люди
предпочитают ездить на авто по дорогам, а воздушное и водное
пространства оставляют, соответственно, воздушным и водным судам.
Дальше-то что, где они, новые гении руля и клаксона? На самом деле, они
есть. И они указывают на тенденции развития автомобилизма в будущем. Растительный кузов и модные гаджеты
Нужды бережливости всегда толкали автопроизводителей к экономии.
Хитроумный Генри Форд требовал от поставщиков привозить комплектующие
строго в одинаковых деревянных ящиках, которые он пускал потом на части к
кузовам своих Ford-T. Немцы из Volkswagen безумно гордятся тем, что в
их Golf использовано 527 кг вторичного сырья - свыше 40% общей массы
машины. И они готовы довести долю использованных в новых машинах
переработанных металлов и пластмасс до 85%!
Экстравагантные господа из швейцарской фирмы Rinspeed (занимается
тюнингом автомобилей Porsche) и вовсе сделали свою машину из… бамбука.
Их электромобиль BamBoo был выставлен в Женеве весной этого года. Под
капотом пляжного автомобильчика расположен электродвигатель мощностью 73
л. с., разгоняющий машину до 120 км/час. При этом запаса энергии
хватает на 105 км пути.
Глава Rinspeed Франк Риндеркнехт таким образом предлагает по-другому
взглянуть на машину. BamBoo - это еще и автомобиль-гаджет. В бардачке и
на центральном подлокотнике спрятаны планшетники, свою поездку можно
записывать на видео с помощью установленной в салоне веб-камеры, а на
месте решетки радиатора установлен дисплей, способный отображать
сообщения из социальных сетей, прогноз погоды или эквалайзер
аудиосистемы. Топливо из воды
На автосалоне во Франкфурте в сентябре этого года Mercedes-Benz показал
концепт-кар F125. Автомобилю дали имя в честь 125-ой годовщины получения
патента на первый автомобиль с бензиновым двигателем, и юбилейную
модель они «нафаршировали» технологиями, уже не далекими от практической
реализации. Главное - это гибридная силовая установка модели. Четыре
электромотора (по одному на каждое колесо) способны суммарно выдавать
230 л.с., обеспечивая разгон до сотни за 4,2 секунды и максимальную
скорость в 220 км/час. Тоже, казалось бы, уже привычное дело, но питание
электродвигателей осуществляется от аккумуляторов, которые, в свою
очередь, заряжаются от водородной силовой установки.
Фантастика? Для кого как! Свои машины на водородных топливных элементах
испытывают BMW, Honda, Volkswagen, Ford, Opel, Nissan, Toyota, Hyundai. И
сейчас проблема заключается не столько в таких автомобилях, сколько в
самом водороде, который стоит слишком дорого - в районе 300 рублей за
литр. И для его производства потребуется опять же жечь нефтепродукты или
тратить электричество. Кроме того, водород считается взрывоопасным.
Но это ничего: бензин тоже когда-то считался очень опасным, и дорожает
он с каждым годом. При этом бензин при сгорании выделяет разрушающий
экологию углекислый газ и вредные оксиды азота. А коэффициент полезного
действия обычного мотора не превышает 35%. Водородный же мотор
экологически чист, и его КПД достигает 45%. Так что не исключено, что с
годами на АЗС будут не только колонки с бензином, соляркой, природным
газом, но также электророзетка и водородная заправка. КСТАТИ
В блокадном Ленинграде легким водородом заправляли аэростаты
заграждения, которые мешали вражеским самолетам снижаться для
бомбометания. Такая была система ПВО – сотни громадных водородных мешков
в небе. Когда кончился бензин, младший лейтенант Борис Шелищ всего за
несколько дней смог перевести на водород грузовики, моторы которых были
движками для лебедок, с помощью которых эти аэростаты поднимали в
воздух.
Аэростаты, водород из которых постепенно улетучивался сквозь оболочку,
со временем сами спускались на землю. Водородно-воздушную смесь из них и
использовали как топливо – подавали в моторы нескольких сотен машин.
Даже легковушка изобретателя работала от водородных баллонов, и работала
лучше, чем на бензине. А было это ровно 70 лет назад. Саму же идею
«водородный лейтенант» тогда почерпнул у Жюля Верна, написавшего в
«Таинственном острове», что, когда кончится уголь, его заменит вода,
разложенная на водород и кислород. Теперь вы верите в будущее водородных
автомобилей? А В ЭТО ВРЕМЯ
Водители не будут нужны машинам
Кузова, топливо… Главное – водитель! Нет, и это уже под вопросом.
Серийное производство автомобилей, управляемых компьютером без участия
водителя, планируется начать в 2015 году. Вице-президент концерна
General Motors по глобальным исследованиям и разработкам Алан Тауб
утверждает, что к 2020 году машины концерна смогут ездить по дорогам
самостоятельно, без помощи человека. Еще раз напоминаю, это все не
измышления писателей-фантастов (многие их мечты тоже уже сбылись!), а
слова представителей автопрома.
В США уже законодательно разрешили эксплуатацию таких машин -
подписанный губернатором штата Невада документ официально разрешил
применение на дорогах общего пользования автомобилей, управляемых не
человеком, а компьютерной системой. Звучит страшно.
Но разработчики утверждают, что уже способны переложить управление
автомобилем на электронику. Машины будут оснащаться системами
коммуникации друг с другом и объектами инфраструктуры, смогут заранее
получать информацию о работе светофоров, состоянии дорожного покрытия,
пробках, авариях. И это позволит предотвращать ДТП еще до того, как
водитель узнает об опасной ситуации на дороге. Так пишет KP-AVTO.RU |