Фото: Павел Кассин / Коммерсантъ Российский МИД активно взялся за освоение цифровой дипломатии. Как пишет Коммерсант , на ближайшее время запланированы создание страниц ведомства в Facebook и увеличение числа посольских микроблогов в Twitter, а на минувшей неделе МИД РФ запустил первый аккаунт в YouTube. Реализация этих планов станет одним из инструментов "мягкой силы", осваивать которую МИДу поручил президент Владимир Путин. Впрочем, догнать здесь США России, по оценкам экспертов, вряд ли удастся. Задачу превратить цифровую дипломатию в один из инструментов внешней политики перед российским МИДом поставил президент РФ. Выступая на минувшей неделе на совещании послов и постпредов, Владимир Путин призвал дипломатов активнее использовать новые технологии, и в частности так называемую мягкую силу.
По данным Коммерсант, этой теме президент уделил особое внимание в закрытой части совещания. Как рассказал один из чиновников, присутствовавших в зале, Владимир Путин подчеркнул, что "недостаточно просто прокукарекать что-то один раз". "Надо вновь и вновь разъяснять наши позиции, на разных платформах и с использованием новых технологий, пока не дойдет",— пересказал слова главы государства собеседник Коммерсант.
Это заявление особо порадовало тех сотрудников министерства, которые уже давно освоили Twitter и с тех пор пытаются (не всегда, правда, успешно) убедить коллег последовать их примеру. "Локомотивами" в этой сфере считаются замминистра Геннадий Гатилов и посол в Великобритании Александр Яковенко. "До выступления Владимира Путина скептики говорили, что цифровая дипломатия — это лишь дань конъюнктуре (при увлекающемся IT-технологиями Дмитрии Медведеве),— рассказал "Коммерсант" источник в МИД РФ.— Однако президент Путин ясно сказал: одними только традиционными методами уже не обойтись. Осваивать новые методы необходимо в любом случае".
На днях французское агентство AFP опубликовало первый в мире рейтинг эффективности государств в сфере цифровой дипломатии — использовании интернета для продвижения внешнеполитических взглядов и влияния на общественное мнение. Учитывалась активность дипведомств в интернете (прежде всего в соцсетях), количество подписчиков на их аккаунты и цитируемость. На первом месте из 146 оказались США. На многочисленные аккаунты и блоги Госдепа подписано почти 44 млн человек. В первой десятке оказались также Турция, Саудовская Аравия, Великобритания, Япония и Индия.
Россия заняла 14-е место. Блоги российских дипломатов (в рейтинге учитывались и аккаунты первых лиц государства) читает около 2,6 млн человек. В принципе это неплохой показатель, учитывая, что в МИД РФ, в отличие от Госдепа и дипведомств ряда других стран, нет специального департамента, который занимался бы исключительно цифровой дипломатией, и соответствующих отделов при посольствах.
"Ъ" выяснил, как МИД собирается улучшать свои позиции в этом рейтинге и выполнять поручение президента по применению "мягкой силы". На минувшей неделе был запущен первый официальный канал ведомства в YouTube. Скоро страница министерства появится и в Facebook, к концу года будет обновлен сайт. Основное же внимание планируется уделить расширению присутствия российских дипломатов в Twitter. Для этого по всем посольствам уже рассылают соответствующие инструкции, а при Дипакадемии ввели специальные курсы. Сейчас у российского МИДа чуть более 40 аккаунтов в Twitter. Далеко не все из них, впрочем, регулярно обновляются — в некоторых висит лишь приветственное сообщение. Проблемы есть и с комментариями: из-за наплыва троллей в YouTube эту опцию пришлось отключить.
И хотя, по оценкам экспертов, догнать США в области цифровой дипломатии российскому МИДу в обозримом будущем вряд ли удастся, улучшить образ РФ за рубежом вполне реально. "Главное при этом — не врать, не пытаться приукрашивать имеющиеся проблемы и обходить острые углы",— заявил "Коммерсант" интернет-гуру Михаил Якушев, директор по связям с госорганами и вице-президент Mail.ru Group.— Люди ценят честность и открытость, тем более когда с ними говорят представители такого закрытого ведомства, как внешнеполитическое". |