«Яндекс»
решил разработать собственный интернет-браузер, чтобы перестать терять долю рынка под давлением Google. Так российскому поисковику будет проще продвигать свои сервисы. О намерении
«Яндекса»
выпустить собственный браузер рассказал источник в интернет-компании и подтвердили два близких к поисковику человека. Браузер может быть выпущен уже в октябре, слышал один из собеседников
«Ведомостей».
Другой утверждает, что запуск запланирован на IV квартал этого года
либо на I квартал следующего. Речь идет о разработке как веб-браузера
для персональных компьютеров, так и мобильных версий для операционных
систем iOS и Android. Будет ли это полностью собственная разработка
«Яндекса» или сборка на базе уже существующего свободного ПО, собеседники
«Ведомостей» не говорят. Представитель
«Яндекса» отказался от комментариев.
В апреле гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож рассказывал «Интерфаксу», что компания в случае необходимости готова продвигать собственный продукт. Более того, у поисковика «уже несколько лет существует браузер "Яндекс.Интернет”, построенный на базе открытого кода», говорил Волож.
Обычно
поисковые системы платят разработчикам браузеров за то, чтобы те
устанавливали их поиск в настройках по умолчанию. Например, Google
недавно заключила трехлетнее соглашение с Mozilla — разработчиком
браузера Firefox. За $300 млн в год Mozilla согласилась сделать Google
основным поиском во всех странах мира, включая Россию. Ранее в
российской версии Firefox основным поиском был «Яндекс». Российский поисковик заключил соглашение с популярным браузером Opera.
«Яндекс»
пытается стабилизировать свою долю на рынке поиска, которая снижается
из-за растущей конкуренции со стороны Google. Google наращивает
поисковую долю в России, активно продвигая свой браузер Chrome и
операционную систему Android (см. врез).
Google и Apple выстраивают экосистемы, ориентированные на собственные продукты, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов.
В этой ситуации очевидно, что любой другой крупный игрок опасается
попасть в слишком сильную зависимость от этих компаний. Учитывая рост
популярности смартфонов на базе Android от Google и ее же браузера
Chrome, создание своего браузера — это попытка защититься от давления
Google. Вопрос в том, удастся ли «Яндексу» создать действительно хороший продукт, добавляет Белов.
Ранее аналитики западных инвестбанков неоднократно советовали «Яндексу» усилить разработку мобильных продуктов и создать свою мобильную ОС и даже смартфон (его «Яндекс»
не выпустил, но приобрел компанию SPB Software, чей основной продукт —
оболочка для ОС Android). Разработку веб-браузера основатель
Liveinternet Герман Клименко
оценивает примерно в $1,2 млн, еще около $2 млн потребуется на создание
мобильных версий. По словам Клименко, в собственном браузере «Яндекс» сможет активнее продвигать свой поиск, что поможет ему немного нарастить долю.