Пока в мире нет ни одной признанной на государственном уровне подобной системы. Однако уже в ближайшем будущем, используя беспроводные каналы связи, машины смогут заранее предупреждать друг друга о
приближении и в экстренных случаях автоматически задействовать различные системы активной безопасности автомобилей. Потенциально, применение таких систем поможет снизить количество аварий из-за невнимательности
водителей и на участках дорог с плохой видимостью.
"Я думаю, через пять лет около 6% машин в мире смогут общаться друг с другом. Но все технологии пока еще в стадии испытаний", - рассказал РИА Новости Пим ван дер Ягт.
Сейчас в мире параллельно ведется разработка двух таких стандартов:
DSRC в США и simTD - в Германии, в которых участвуют крупнейшие автопроизводители мира Toyota, Ford, BMW, General Motors, Daimler Chrysler, Mersedes Benz и Honda.
Части технологии
И DSRC, и simTD предусматривают несколько видов информации, которыми будут обмениваться автомобили. В частности, идущий впереди автомобиль в случае торможения будет передавать автомобилям, следующим за ним,
детальную информацию о своем замедлении - чтобы в случае, если водитель машины позади не заметил светового стоп-сигнала, его автомобиль мог бы сам задействовать систему экстренного торможения.
Кроме того, приближаясь к перекрестку в части города с плотной застройкой, или на другом участке дороги с ограниченной видимостью,
автомобили будут заранее предупреждать "друг друга", сообщая свои
физические размеры, скорость и направление движения, а также расстояние
до других автомобилей. Расстояние, на котором машины смогут обмениваться
данными, составит 1,5 километра.
Как рассказал Пим ван дер Ягт, стандарты обмена информацией между
транспортными средствами также предусматривают передачу данных на сервер
управляющей системы, которая будет их обрабатывать и возвращать
участникам дорожного движения в виде полезной информации о затруднениях
на дорогах, изменении погодных условиях и прочих данных, которые могут
пригодиться водителю на дороге.
По словам эксперта, конечная цель проектов DSRC и simTD заключается
не столько в создании системы, в которой автомобили смогут двигаться без
участия водителя, сколько в создании интеллектуальной системы
управления дорожным движением, которая снизит количество пробок и ДТП.
Вопрос безопасности
Одним из нерешенных пока вопросов стандартов DSRC и simTD является
защита информации, которой автомобили будут обмениваться между друг
другом и серверами. Компрометация этих данных грозит катастрофическими
последствиями: если в оживленном потоке хотя бы несколько автомобилей
начнут передавать остальным участникам движения ложные данные о своих
размерах скорости и местоположении, вся система может перестать работать
корректно и спровоцировать массовую аварию.
Как рассказал Пим ван дер Ягт, предполагается, что каждое сообщение
от машины будет "подписываться" уникальным для каждой машины
идентификатором - аналогом цифровых сертификатов, которые широко
используются в интернете, для подтверждения подлинности сайтов. В случае
с DSRC идентификаторы будут служить подтверждением тому, что
информация, полученная машиной, верна. Такие идентификаторы будут
регулярно обновляться, чтобы исключить возможность их подбора "грубой
силой". Однако пока не определено, кто будет отвечать за генерацию и
распространение идентификаторов.
"Один из рассматриваемых нами вариантов - это использование так
называемых "супермашин", "помеченных" серийных автомобилей, которые
будут генерировать и распространять новые идентификаторы среди других
участников дорожного движения", - рассказал ван дер Ягт.
Он добавил, что концепция для пущей защищенности предполагает, что
владелец такого автомобиля не будет знать, что его машина - на самом
деле "супермашина". Однако с реализацией этого варианта обеспечения
безопасности есть проблемы.
"С одной стороны концепция "супермашин" нравится представителям
регулятора, поскольку ее реализация не потребует значительных инвестиций
в инфраструктуру - только утверждение стандартов. Однако нужно, чтобы в
определенной местности всегда было достаточно таких "супермашин", чтобы
вовремя оповещать другие машины о новых идентификаторах. Это пока не
решенная проблема", - рассказал Пим ван дер Ягт.
По другому сценарию идентификаторы будут передаваться по беспроводным
каналам связи напрямую с серверов автопроизводителей, но и это
потребует дополнительных мер защиты. В частности, от Ddos-атак, которые
хакеры могут организовать против сервиса, выдающего идентификаторы,
чтобы парализовать работу всей системы.
Альтернативы
Сейчас в США и Германии проходят испытания с участием серийных
автомобилей различных производителей, каждый из которых должен будет
проехать несколько тысяч тестовых километров, чтобы подтвердить
надежность выбранных технологий. Итогом испытательных мероприятий станет
разработка и принятие стандартов, по которым технологии информационного
взаимодействия автомобилей будут внедряться в коммерческом варианте.
Пока стандарты не выработаны, ряд производителей (в основном, из
премиального сегмента) уже несколько лет разрабатывает собственные
аналоги подобных систем. Так, BMW тестирует технологию взаимодействия
между автомобилями и мотоциклами из своего модельного ряда: по одному из
сценариев, мотоцикл, который гораздо сложнее заметить на дороге, чем
автомобиль, приближается к перекрестку, на котором со встречного
направления водитель автомобиля BMW намеревается совершить разворот.
Если система безопасности обнаружит, что водитель машины не заметил
приближения мотоцикла, она в автоматическом режиме активирует тормоза
автомобиля и световые приборы мотоцикла - чтобы предотвратить
столкновение и привлечь внимание водителя машины. Главный недостаток
этой системы заключается в том, что пока она предназначена только для
работы с моделями BMW.
Также над похожей системой взаимодействия автомобиля с другими
транспортными средствами работают исследователи из концерна Volkswagen
Group, в который входят такие производители, как Audi, Porsche,
Lamborghini и ряд других.