Роспотребнадзор еще раз напомнил сотовым ритейлерам, что при желании
потребителя они обязаны поменять товар или вернуть деньги за
приобретенные сотовые телефоны. Пояснительная записка к «Закону о правах
потребителей», которую выпустило ведомство, закрывает последнюю
юридическую лазейку, которая позволяла избежать ответственности
ритейлерам. Теперь, как предполагают аналитики, это поставит под удар
региональные и локальные сети продаж мобильных телефонов и может уничтожить малый бизнес в этой сфере. На
прошлой неделе Роспотребнадзор выпустил дополнение к «Закону о правах
потребителей», которое закрывает последнюю юридическую лазейку для
ритейлеров. Теперь они не могут отказать покупателям в обмене или
возврате денег за приобретенный сотовый телефон
или коммуникатор. Ранее продавцы отказывались делать это, ссылаясь на
то, что сотовый телефон является бытовой техникой — эта категория товара
не подлежит возврату. Сейчас ведомство разъяснило, что мобильный
телефон «классифицируется как средство радиосвязи». Теперь за отказ
обменять сотовый телефон на аналогичный товар можно привлечь ритейлера к
административной ответственности. Аналитик J’Son & Partners
Сергей Савин считает, что с появлением разъяснений от Роспотребнадзора
жизнь ритейлеров многократно усложнится. «Вообще закон о защите прав
потребителей не совсем гуманен к продавцам. Раньше у розничных сетей был
формальный повод отказать потребителю. С появлением разъяснений
Роспотребнадзора этого сделать не удастся ни в каком виде. Кроме того,
появится много желающих поменять телефон», — прогнозирует г-н Савин.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает,
что отразится данное решение не на крупных ритейл-сетях, а на мелких. «У
малого бизнеса, региональных ритейл-сетей слабо или вообще не отработан
механизм возврата бракованных или возвращенных телефонов. Так что
уточнение в законе сильно ударит по ним, компании будут нести прямые
убытки», — отмечает г-н Муртазин. «Что до крупных продавцов мобильных
телефонов, то они уже давно ввели негласную практику возврата и обмена
сотовых. Произошло это из-за того, что в 2008 и в 2009 годах потребители
начали активно предъявлять претензии и выигрывать суды против
ритейлеров из-за их отказа вернуть деньги или обменять товар», —
уточняет аналитик.
«Для нас это не стало неожиданностью, мы и так действуем в
соответствии с существующим законодательством. Другое дело, что
некоторые покупатели не совсем правильно понимают, что такое надлежащее
качество. Это значит, что товар должен быть возвращен точно в том виде и
комплектации, в каком его продали. Никто не хочет купить телефон, на
котором есть царапины или что-то другое, что показывает, что он не
новый», — сказал президент «Евросети» Александр Малис.
В «Связном» отметили, что не видят в разъяснительной записке
госведомства каких-либо существенных изменений. «Мы и так учитываем, что
покупатель может в первые 14 дней попросить поменять телефон, если он
ему не подошел. Дополнительные требования, которые сейчас озвучил
Роспотребнадзор, мы анализируем», — уточнили в компании. В ритейл-сети
«Белый Ветер Цифровой» заявили, что следуют закону еще с 2008 года,
когда он был принят. «Несмотря на то что выручка компании на 25% состоит
от продажи сотовых телефонов, новое пояснение от Роспотребнадзора не
сильно скажется на бизнесе», — рассказали в пресс-службе.
Пишет РБК daily |