Просмотр серий «Улицы Сезам» и других развлекательных программ оказался одним из самых эффективных индикаторов ментального развития детей, что позволило ученым проследить за изменениями, которые происходят по мере взросления человека, пишет
Рамблер ру со ссылкой на журнал PLoS One.
Считается, что мозг детей продолжает интенсивно меняться и развиваться в первые два десятка лет жизни. В этот процесс вмешиваются индивидуальные генетические и социальные различия, благодаря которым некоторые школьники и подростки вырываются вперед в деле накопления интеллектуального багажа. Нейрофизиологи и психологи долгое время изучают эти факторы, пытаясь понять, что приводит к отставанию в умственном развитии.
Группа ученых под руководством Джессики Кантлон (Jessica Cantlon) из Рочестерского университета (США) обнаружила, что развлекательные передачи являются хорошим индикатором развития детей, изучив результаты томограмм дошколят и школьников, просматривавших серию «Улицы Сезам».
Авторы статьи собрали группу добровольцев из 27 детей в возрасте от четырех до 11 лет и такого же количества взрослых, которых они поместили в функциональный томограф и попросили просмотреть одну и ту же серию «Улицы Сезам». Ученые собрали томограммы и составили карты активности в разных частях мозга детей и взрослых, после чего сравнили их между собой.
Оказалось, что карты активности мозга у самых одаренных детей, набравших максимальное количество баллов в тестах по математике и родному языку, была больше всего похожа на томограммы взрослых. Данная зависимость сохранялась во всех возрастных категориях детей и взрослых, изученных Кантлон и ее коллегами.
Обнаружив столь необычную зависимость, исследователи попытались найти ее в более простых экспериментах. На этот раз биологи просили своих подопечных решить несколько простейших задач — сопоставить одинаковые фигуры или слова — и следили за работой их мозга.
Данный эксперимент закончился неудачно — связь между рисунком нервной активности и интеллектуальным развитием детей отсутствовала. Нейрофизиологи полагают, что подобные опыты задействуют слишком небольшое число зон в мозге людей, связанных с интеллектом. Их случайное расположение в мозге разных индивидов является причиной того, почему ученые не могли найти подобную взаимосвязь в предыдущих опытах.
«Мы выяснили, что рисунок активности в мозге во время повседневных дел, таких как просмотр телевизора, напрямую связан с интеллектуальным развитием человека. Мы не пропагандируем просмотр телевидения, однако нам удалось показать, что телевизионные программы можно использовать в качестве инструмента для изучения развития детей», — заключает Кантлон.