Фото: Евгений Бобриков / ИТАР-ТАСС Центробанк рекомендует своим территориальным учреждениям«проводить встречи» с руководителями и владельцами кредитных организаций, клиенты которых проводят сомнительные операции в ходе торговой деятельности с Казахстаном. Такая рекомендация содержится в письме регулятора № 111-Т. Получение таких писем подтвердили три банкира. Приходить на встречи нужно вместе с клиентами, которых ЦБ заподозрил в сомнительных операциях, следует из письма. Сомнительными ЦБ считает любые сделки по ввозу товаров с территории Казахстана, если оплата приходит на счета в третьих странах. В июне ЦБ напомнил банкам, что они могут быть вовлечены в отмывание доходов по схеме фиктивного импорта, если их клиенты проводят товарные сделки с Казахстаном, перечисляя деньги за пределы республики. Пользуясь отсутствием границ внутри Таможенного союза, импортеры создают видимость поставки товара, в счет оплаты которого выводят деньги за рубеж. По оценкам ЦБ, в 2012 г. таким образом через Казахстан могло быть выведено $10 млрд, через Белоруссию — до $15 млрд. По закону ЦБ не может требовать от банков встреч с клиентами, поэтому пожелания выпускаются в форме рекомендаций, поясняет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Как пишет «Ведомости», сейчас такой практики нет, говорят опрошенные банкиры. Но рекомендации ЦБ — это указания к действиям: если их не выполнять, последствия для банка в том или ином виде наступят, не сомневается Парфенов. Присутствие клиентов понадобится для того, чтобы они объяснили экономическое содержание операций, а также подтвердили или опровергли фактическое нахождение на территории России ввезенного товара из Казахстана, говорится в письме. «По сути, ЦБ говорит следующее: не пришли к регулятору — пеняйте на себя», — категоричен предправления одного из банков. Он сомневается, что кто-то из банкиров поведет своих сомнительных клиентов в ЦБ: добросовестные банки сразу видят сомнительные операции и работать с такими клиентами отказываются, а недобросовестные никогда не поведут клиентов на такие встречи. Встречи прежде всего в интересах самих банков — это им нужно привести клиента и вместе доказать, что операция имела экономический смысл, говорит предправления Пробизнесбанка Александр Железняк, на встрече можно выслушать клиента, а не судить, только исходя из документов. Сделки, в которых задействованы две страны, а средства переводятся в третью, «явно сомнительные и банк их в принципе проводить не должен», считает Железняк. Аналогичных писем, касающихся Белоруссии, не приходило, говорят три других банкира. Это письмо — дополнение к мерам, которые ЦБ ввел в 2005 г., когда выпустил письмо «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций», сказал сотрудник отдела валютного контроля крупного банка. Но письмо 111-Т конкретизирует применение такой практики именно внутри Таможенного союза, замечает он. Отдельных рекомендаций по обсуждению сделок с Белоруссией не делали, так как ЦБ рекомендовал российским банкам самим проверять достоверность товарно-транспортных накладных на сайте нацбанка Белоруссии, поясняет он: «На сайте казахстанского ЦБ документы проверить нельзя, поэтому и появилось письмо». Представитель ЦБ отказался от комментариев. До Центробанка встречи с владельцами и руководителями бизнеса практиковали налоговики, приглашая их на так называемые зарплатные комиссии. Приглашения получали те, в чьих компаниях средняя зарплата была ниже среднеотраслевой по региону. После таких встреч большинство соглашалось повысить зарплаты до среднего уровня, а значит, платить больше налогов. Мера была эффективной и приносила результат, хотя, как и рекомендации ЦБ, «не была урегулирована законодательством», вспоминает высокопоставленный сотрудник налоговой службы. Срабатывал эффект личного общения с собственником или гендиректором в инспекции, рассказывает он: «Люди из вменяемых компаний шли на уступки, обычно они говорили, что занизить зарплаты им посоветовали юристы или бухгалтер». Сотрудник аппарата правительства считает, что такой контроль за операциями клиентов, занимающихся торговой деятельностью с Казахстаном, не нарушает никаких соглашений о функционировании единого экономического пространства или Таможенного союза: «Свобода капитала — одна из базовых вещей Евразийского экономического союза, но его планируется создать после 2014 г. Это более высокая степень интеграции, чем единое экономическое пространство». По словам человека, близкого к Росфинмониторингу, Казахстан и Белоруссия — стратегические партнеры России, со стороны Казахстана может последовать негативная реакция на такое пристальное внимание. Отчет о прогрессе Казахстана FATF (Международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) удовлетворительный, говорит он. «Пока никаких претензий от казахских коллег мы не получали, — замечает чиновник Минэкономразвития. — Это не ограничение на движение капитала, а борьба с серыми схемами. Казахстанское направление вообще проблемное, оттуда поступает большая часть серого импорта». |