ИТАР-ТАСС Высший арбитражный суд меняет правила игры на рынке импорта подержанной техники. Он близок к тому, чтобы запретить ее параллельный ввоз в Россию без разрешения правообладателя. Это не означает, что договариваться придется по каждому купленному за границей автомобилю с прокатом. Как правило, производители не препятствуют этому, если возраст техники превышает несколько лет. Об этом пишет РБК daily. В конце этого года Высший арбитражный суд (ВАС) рассмотрит спор по поводу бренда Yamaha. Суд решит, должен ли импортер оборудования, уже побывавшего в употреблении, заранее получать одобрение правообладателя на ввоз техники в Россию. Поводом для рассмотрения этого вопроса послужил спор индивидуального предпринимателя (ИП) Сергея Чудова с владивостокской таможней. Согласно материалам дела, весной 2010 года между бизнесменом и компанией Toyama Kaigai Boeki Co., Ltd был заключен внешнеторговый контракт. По нему весной 2011 года на территорию Таможенного союза были ввезены мотоциклы и мопеды, бывшие в употреблении, в том числе обозначенные товарным знаком Yamaha. Однако таможенники установили, что ИП не имел разрешения правообладателя на их ввоз в Россию. По мнению чиновников, это свидетельствовало о контрафактности товара, и они решили задержать его на десять рабочих дней. В итоге товар все-таки был выпущен, так как уполномоченный импортер — ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» — не возражал против ввоза. Однако сам бизнесмен посчитал, что его права были нарушены, поскольку он понес дополнительные расходы при задержании товара на складе временного хранения. Бизнесмен обратился в суд для признания незаконным решения таможни о задержании импортируемой техники. Суды первых трех инстанций встали на сторону ИП. Они указали, что решение приморских таможенников незаконно, поскольку не был доказан сам факт контрафакта. Однако Высший арбитраж усомнился в таком подходе. В своей предварительной позиции тройка судей ВАС посчитала, что таможня действовала правомерно, поскольку имелись признаки нарушения интеллектуальных прав. Сегодня у многих импортеров сложилось впечатление, что таможня не допускает параллельного импорта только новых товаров. Однако по российскому праву неважно, в какой стране такой товар был впервые введен в оборот, обращает внимание партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин. «Если товар, предназначенный для сбыта, был изготовлен сто лет назад, например автомобиль Renault 1907 модельного года, то неважно, где и когда он нашел своего покупателя в первый раз. Важно, что в Россию этот товар не ввозился ранее», — замечает юрист. По словам юрисконсульта «ФБК-Право» Валентины Поляковой, решение спора в пользу таможни повлечет дополнительные расходы на хранение товаров в период приостановления их выпуска. Причем коснется такое постановление суда всех предпринимателей и компаний, осуществляющих параллельный импорт товаров. Между тем такой подход несколько противоречит другому решению суда. Три года назад в деле Porsche Cayenne Высший арбитраж посчитал, что подержанный автомобиль, ввезенный в Россию без согласия правообладателя, не является контрафактом. Сами производители не видят в этом проблемы. «При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации бывшей в употреблении продукции, произведенной под торговой маркой Yamaha, примерно 70% импортеров обращаются к нам для получения разрешения заранее, до момента подачи таможенной декларации», — рассказывает руководитель группы сертификации «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» Виталий Акимочкин. В подавляющем большинстве случаев компания не отказывает импортерам, рассказывает г-н Акимочкин. «Мы помогаем им, в том числе правильно указывать названия моделей, уточняем год выпуска, что в конечном итоге очень важно для правильного выбора товара потребителем. Помимо прочего, мы не препятствуем ввозу б/у продукции старше трех лет. Владивостокская таможня порой пишет нам запросы, где уведомляет нас о попытках импорта товаров без разрешения. Но в 99% случаев мы не препятствуем дальнейшему оформлению», — уверяет он. |