Поставленная премьером Владимиром Путиным задача
обеспечить отечественных сельхозпроизводителей минудобрениями по
минимальным ценам натолкнулась на неожиданную преграду: агрохимики
столкнулись с дефицитом полувагонов. Причину этого они видят в реформе
РЖД, из которых сейчас выводится инвентарный парк вагонов. Эксперты
отмечают, что проблема имеет системный характер — с ростом частного
парка существенная часть вагонов простаивает в ожидании более выгодных
грузов.
«Российская ассоциация производителей удобрений» (РАПУ) просит
правительство срочно вмешаться в ситуацию с дефицитом вагонов. Как
рассказали РБК daily в РАПУ, в конце и начале года (октябрь—май) аграрии
закупают минудобрения на предстоящий сезон. При этом из-за жары часть
посевных работ перенесена на весну, и агрохимикам необходимо отгрузить
на треть минудобрений больше, чем в предыдущие годы. Но сложилась
парадоксальная ситуация: аграрии готовы закупить удобрения сейчас, чтобы
не допустить ажиотажа весной, заводы требуемые объемы зарезервировали,
но нет возможности их вывезти. «Проведение весенних полевых работ 2011
года может оказаться под угрозой срыва», — говорят в РАПУ.
Удобрения возят в вагонах-хоперах (минераловозы, зерновозы),
цистернах и полувагонах. Доля последних невелика — к примеру, «Акрон» в
2009 году перевез в полувагонах около 20% продукции. Но именно на
полувагоны приходятся практически все поставки конечным потребителям по
России. Традиционно для этого использовался инвентарный парк РЖД. Но
часть его уже передана в Первую грузовую компанию (ПГК), оставшаяся
часть передается во Вторую грузовую компанию. «Для многих
грузоотправителей, в частности производителей минудобрений, структурная
реформа РЖД обернулась острой нехваткой подвижного состава», — говорят в
РАПУ.
Новомосковский «Азот» в октябре получил только 276 вагонов из 642
заявленных к погрузке. Ожидания в ноябре не лучше. Так, при потребности
в 240 вагонах «Уралхим» получил подтверждение только на 49, а
«Куйбышевазот» и вовсе на 122 из 938 вагонов. Как отмечают в РАПУ, с
лета отказы в предоставлении вагонов в полном объеме приобрели системный
характер, несмотря на то что между агрохимиками и операторами (РЖД,
ПГК) действуют соответствующие договоры. К тому же из-за дефицита
полувагонов ставки их аренды как у частников, так и у «дочек» РЖД
выросли с лета в 1,5 раза, до 1200—1400 руб. в сутки (без НДС). «При
этом производители минудобрений обязались поставлять свою продукцию
аграриям из пострадавших от засухи регионов по льготным ценам», —
напоминают в РАПУ.
В Первой грузовой компании РБК daily подчеркнули, что компания
управляет лишь 25% нынешнего парка полувагонов и ее возможности
ограничены. «В частности, в отличие от других операторов мы несем
обязательства по поставкам грузов для ЖКХ и других социально значимых
объектов», — отмечают в компании. Чтобы снизить дефицит, ПГК закупает
новый парк, но на это требуется время. Пока же в ПГК говорят, что готовы
предоставлять полувагоны в порядке очередности, и призывают
пользоваться минераловозами, недостатка в которых нет.
Между тем источник РБК daily, знакомый с ситуацией, поясняет, что
минераловозы требуют специальной инфраструктуры для разгрузки и
используются на экспортных направлениях. «А по России удобрения возят
полувагонами потому, что их можно разгрузить подручными средствами, а
покупать спецтехнику накладно», — говорит он.
Как отмечают в Институте проблем естественных монополий (ИПЭМ),
дефицит вагонов носит системный характер. «Дело в том, что при
управлении инвентарным парком РЖД максимизировали показатели
эффективности, загрузки, пробега и т.д., — отмечает эксперт ИПЭМ Игорь
Куротченко. — А частные операторы максимизируют доходность, в результате
вагоны банально простаивают, ожидая выгодных грузов, создавая пробки и
дефицит». Решить проблемы, по его мнению, могло бы изменение тарифной
политики: убрать зависимость тарифа от груза, сделать невыгодным
простой.
rbcdaily.ru |