Мало кто из обитателей городских квартир задумывается о том, что их многоэтажка способна приносить деньги - не так много, конечно, как нефтяная скважина, но вполне достаточно, чтобы сэкономить на квартплате. Поэтому "домоуправы" (товарищества собственников жилья или управляющие компании) занимаются не только тем, что вкладывают собранные с жителей дома суммы в латание крыш и уборку подъездов, но и пытаются извлекать побочные доходы. Как можно заработать на доме, выясняла корреспондент "Известий".
До недавнего времени единственным верным способом зарабатывать дополнительные деньги для ТСЖ считались нежилые помещения - первые этажи можно сдавать в аренду, а деньги вкладывать в ремонт подъездов, установку камер, сооружение во дворе альпийских горок и прочее благоустройство. Именно поэтому за подвалы, чердаки и все, что хоть как-то тянет на потенциальный офис, велась нешуточная борьба между ТСЖ, считавшими эти помещения общим имуществом жильцов, и городом, стремившимся зарегистрировать их в собственность. Город победил: домов, имеющих в составе общего имущества первые этажи, единицы - как правило, нежилые помещения распродаются еще на этапе строительства. Но, как выяснилось, способов заработать на доме еще достаточно.
Можно сдавать в аренду стену дома - например, под размещение рекламы. Любая более или менее крупная вывеска или другая рекламная конструкция требует согласования с ТСЖ. Что подразумевает уплату ежегодных сумм в бюджет товарищества. Фирмы, расположенные на первых этажах, обычно ставят кондиционеры - за размещение их выносных блоков на фасаде также положена плата (стена - общее имущество дома).
Вообще, иметь на первом этаже офис совсем неплохо - например, можно договориться с его хозяевами о том, чтобы совместно приводить в порядок двор в обмен на разрешение парковать офисные машины на придомовой территории.
Популярный способ домового приработка - сотрудничество с сотовыми компаниями и интернет-провайдерами. Стремясь всячески расширить сферу своих услуг, они стремительно "захватывают" новые районы - а для этого нужно где-то размещать свои антенны или серверы. За использование для этих целей крыш или технических помещений дома бизнесменам приходится платить товариществу (или управляющей компании). В состоянии борьбы за потребителя находятся сейчас и компании, создающие сети аппаратов мгновенной оплаты услуг - поэтому все чаще платежные терминалы появляются в подъездах жилых домов, что также приносит доход.
Кстати, появление в почтовых ящиках огромного количества листовок с коммерческими предложениями или стоек с рекламными изданиями при входе в подъезд обычно означает, что кто-то получил прибыль - правда, чаще всего не жители, поскольку компании по распространению предпочитают неофициально платить за разрешение разместить свои материалы консьержу или старшему по подъезду.
- Доходы от коммерческих предложений составляют примерно четвертую часть от того, что мы собираем в виде коммунальных платежей, - рассказал "Известиям" председатель правления ТСЖ "Эксклюзив" Семен Багдасаров. - Благодаря им жители нашего дома не платят за охрану дома, за обслуживание теплосчетчиков и еще за несколько расходных позиций.
Впрочем, самое трудное - понять, идут ли эти средства на благоустройство дома или в частный карман "домоуправа":
- Если в доме есть ТСЖ, то проконтролировать эти доходы достаточно просто, - прокомментировал "Известиям" глава общественной организации "Жилищный союз" Константин Крохин. - Каждый собственник квартиры может обратиться в ревизионную комиссию с просьбой провести проверку: заключены ли договоры на те или иные услуги, по каким расценкам и т.д. Если вдруг с этой информацией возникают проблемы, то можно поднять вопрос на очередном годовом собрании собственников - что, кстати, способно перетряхнуть весь состав правления ТСЖ. В случае если домом "рулит" управляющая компания, проследить за этим почти невозможно - по закону она обязана отчитываться только за расходы, предоставляя жителям смету. Кто получил доходы и в каком объеме, она имеет право не рассказывать - коммерческая, мол, тайна. Так чаще всего и происходит.