Google заключила соглашение о покупке 100% акций «Бегуна» за 140 млн долл. «Бегун» — самый крупный и рентабельный актив «Рамблера», однако у компании не было возможности эффективно его развивать. Теперь «Рамблер» сосредоточится на развитии медийного и сервисного направлений.
Согласно условиям сделки, «Рамблер» выкупит долю у ИК «Финам», а затем продаст Google 100% «Бегуна». Завершение сделки запланировано на сентябрь. «Рамблер» планирует направить средства от продажи «Бегуна» на поглощение и дальнейшее развитие в четырех направлениях — поиск, коммуникационные сервисы, развлекательные и медийные проекты. После сделки в распоряжении интернет-холдинга окажется 100 млн долл. свободных средств. «Бегун» был не только самым крупным, но и самым маржинальным активом «Рамблера», — сообщил источник, близкий к интернет-компании. Рентабельность «Рамблера» по EBITDA составила в первом квартале 18—20%, у «Бегуна» — 20—22%, добавил источник.
По оценкам PricewaterhouseCoopers (PwC), российский рынок интернет-рекламы в 2007 году вырос на 52%, до 352 млн долл. В «Бегуне» считают такую оценку заниженной. По оценкам компании, в 2007 году рынок интернет-рекламы достиг 400 млн долл., при этом на сегмент контекстной рекламы пришлось 210 млн долл. По прогнозам PwC, в перспективе среднегодовой рост рынка составит 40%, а в 2012 году объем доходов от рекламы достигнет 1,9 млрд долл.
«Причина сделки проста — «Рамблеру» трудно развивать все направления бизнеса одновременно. И хотя «Бегун» был сильным активом, темпы роста его серьезно замедлились. Поэтому и принято решение избавиться от рекламного бизнеса, сделав ставку на сервисное и медийное направления», — сообщил источник, знакомый с ситуацей в «Рамблере». По его словам, для повышения эффективности «Бегуна» «Рамблеру» надо было увеличивать инвестиции в поисковое направление, чтобы добиться лучшей релевантности демонстрируемой рекламы. «Надо разрабатывать и улучшать алгоритмы, а необходимых для этого средств не было», — пояснил источник.
Помимо сделки, компании также заключили соглашение о сотрудничестве. Google усилит поисковую машину «Рамблера» с помощью своих алгоритмов и будет размещать на площадках российской компании контекстную рекламу, сообщается в пресс-релизе «Рамблера». Google будет делиться с «Рамблером» выручкой от продажи этой рекламы.
Генеральный директор «РБК Медиа» Артем Инютин считает эту сделку позитивной как для «Рамблера», так и для Google. По его мнению, продажа «Бегуна» серьезно не уменьшит выручку «Рамблера», который теперь будет получать доходы на своих площадках от нового владельца рекламной системы. Правда, в результате сделки «Рамблер» потеряет партнерскую сеть, но вклад партнеров в доходы «Бегуна» был незначителен. Деньги, вырученные в рамках сделки, «Рамблер», в частности, может вложить в развитие сервисов, это направление самое сильное у компании, полагает Артем Инютин. «В ближайшем будущем «Рамблер», конечно, выиграет от сделки. Но в долгосрочной перспективе в области поиска и контекстной рекламы она будет целиком зависима», — отметил генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин.
С помощью сделки Google серьезно увеличит долю на рынке контекстной рекламы. «Бегун» занимает около 21% рынка, а доля Google составляет, по различным оценкам, всего 4—5%. С одной стороны, Google расширила базу рекламодателей и партнеров, с другой — устранила сильного конкурента, отметил Артем Инютин. На первых порах Google AdSense и «Бегун» будут параллельно сосуществовать, но в дальнейшем рассматривается вариант интеграции этих систем, говорит глава российского представительства Google Владимир Долгов.
Некоторые эксперты полагают, что Google совершила удачную покупку, «Бегун» обошелся компании очень дешево. «Мультипликатор 3,3 к выручке выглядит очень странно. У большинства интернет-компаний с вразумительной бизнес-моделью этот показатель составляет 10—20. У «Бегуна» была хорошая бизнес-модель, и странно, что компанию так недооценили», — недоумевает один из участников рынка. В частности, в этом году «Яндекс» планирует выйти на биржу, а капитализация оценивается в 5 млрд долл.
С учетом прогнозируемой выручки в 280 млн долл. в 2008 году мультипликатор ожидается на уровне 18. Исходя из прогноза по выручке, с мультипликатором 16,5 к выручке торгуется китайская интернет-компания Baidu (относительного результатов 2007 года мультипликатор превышает 40), а мультипликатор к выручке у Google составляет около 9. У «Рамблера» нет ресурсов для развития «Бегуна», к тому же бизнес этой компании совсем непрозрачный, поэтому и пришлось согласиться на такие условия, отметил участник рынка.
«Сумму сделки нельзя назвать завышенной, все-таки рынок, на котором работает «Бегун», — быстрорастущий. Не так важно, сколько компания заработает сейчас, важно, какие деньги она будет генерировать через несколько лет. И с этой точки зрения Google явно не переплатила за «Бегуна», — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов.
В группу Rambler Media входят: интернет-поисковик Rambler.ru, онлайн-СМИ Lenta.ru, Price.ru, Rambler-ICQ и т.д. Выручка «Рамблера» в 2007 году выросла на 125%, до 69,1 млн долл. «Бегун» — система контекстной рекламы. Количество рекламодателей в системе составляет 40 тыс., число партнеров — 143 тыс. Выручка «Бегуна» от предоставления услуг в 2007 году составила 1,085 млрд руб. Основную часть доходов «Бегун» получает от размещения контекстной рекламы на интернет-площадках «Рамблера». 50,1% «Бегуна» принадлежит «Рамблеру», 49,9% — ИК «Финам».
АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ