Экологи Германии бьют тревогу: согласно данным исследования Общества по изучению потребительских товаров (GfK), в первом полугодии 2008 г. отмечено снижение доли оборотной тары на рынке безалкогольных напитков на 2,6 пункта – с 29,8% (первое полугодие 2007 г.) до 27,2%.
Ряд экспертов видят причиной этой тенденции широкое введение залога за одноразовую посуду. Покупатели исправно возвращают ее в точки продаж и получают причитающийся залог, однако, при этом не видят никакой разницы: приобретать напитки в оборотной или одноразовой таре. При этом потребители недоумевают, что возвращаемые ими пластиковые бутылки больше не используются по назначению.
Тенденция уменьшения доли оборотной тары на рынке Германии отмечалась и раньше, но после введения системы залога с 2003 г. (когда доля еще составляла 51,5%) и, особенно, после того как была организована отлаженная система возврата одноразовый бутылок в 2006 г., ситуация значительно ухудшилась. При этом от действия системы, в первую очередь, выигрывают торговые сети-дискаунтеры, которые по-настоящему наживаются на природоохранных мероприятиях и благодаря возврату упаковки ежегодно имеют до 400 млн евро дополнительного дохода. Дискаунтеры продают гораздо больше напитков в одноразовой посуде, т. к. они дешевле, оказывая тем самым серьезное давление на других участников рынка. Уменьшение доли оборотной тары также ведет к негативным экономическим последствиям для мелких и средних производителей напитков, которые не могут позволить себе оснащение производства новым оборудованием по выпуску одноразовой тары.
Чтобы вернуть оборотной таре конкурентоспособность, экологи предлагают ввести сбор 20 центов на каждую одноразовую бутылку.