Власти Новороссийска в минувший четверг сорвали «круглый стол», где правозащитники, педагоги и родители должны были говорить о подростковых проблемах. Людям просто не предоставили помещение, испугавшись, наверное, критики, которая здесь прозвучала бы. По мнению инициаторов «круглого стола», в действующем с 1 августа новом краевом законе о подростках ряд положений противоречит российской Конституции и международным правовым нормам. Они убеждены, что принятый в спешке драконовский закон, которым заинтересовалась краевая прокуратура, доживает последние дни.
Как уже сообщали
«Новые Известия» (№ от 18 июля), одобренный депутатами Краснодарского края закон о жестких мерах в отношении несовершеннолетних любителей вечерних прогулок вызвал бурю протестов. Согласно закону, подростки до 14 лет должны быть дома не позднее 21 часа, а не достигшие 18 лет – до 22 часов. Дети до 7 лет вообще не имеют права появляться в общественных местах без сопровождения взрослых, Нарушители препровождаются в участок, где их передают родителям, которых облагают 500-рублевым штрафом. Организаторов молодежных дискотек и владельцев игровых клубов, где были обнаружены несовершеннолетние, наказывают строже – до 50 тыс. рублей. В этом резком «завинчивании гаек» представители общественности усмотрели нарушения прав подростков.
Прокурорский протест по поводу «детского» закона был внесен в краевой суд в начале сентября, однако дата слушаний пока не назначена. Помощник прокурора Краснодарского края Елена Козырь в беседе с корреспондентом «НИ» лишь уточнила, что позиция прокуратуры может быть обнародована в течение месяца.
Охота на детвору, в которой принимает участие не только милиция, но и учителя, чиновники, казачьи дружины и родители-активисты, принесла кое-какие результаты. Если в первые дни в крупных городах задерживали по нескольку сотен подростков, то в минувшие выходные улов в Новороссийске составил лишь около двадцати человек. Труднее стало малолетним купить спиртное или сигареты. Корреспондент «НИ» был свидетелем того, как в крупном супермаркете продавщица отказала покупательнице в продаже бутылки пива. Та со слезами на глазах объясняла, что ей уже 22 года. Только после того, как покупательница по приказу продавщицы предъявила паспорт и сняла очки для идентификации личности, пиво было ей отпущено.
Власти борьбой с безнадзорностью, в общем, довольны хотя бы потому, что в ходе ее выявлено множество нерадивых исполнителей закона. На заседании в краевой администрации был озвучен следующий факт. После тщательной проверки протоколов задержания, предоставленных Абинским районом, выяснилось, что большая часть из них сфальсифицирована. Были понижены в званиях многие сотрудники милиции, строго наказан руководитель службы по делам несовершеннолетних.
Пропаганда борьбы с безнадзорностью заполонила краевое телевидение: ей посвящены рекламные ролики и отдельные передачи. В Краснодаре и других городах на видных местах красуются плакаты с портретами губернатора Ткачева и надписями на фоне сине-малиново-зеленого кубанского флага «На Кубани чужих детей нет!», «Дети рождаются, чтобы жить!».
Несмотря на все это сотрясание воздуха, представительница Новороссийского комитета по правам человека Тамара Карасталева уверена, что скандальный закон доживает последние дни. «Думаю, что суд отменит решение наших депутатов, – рассказала правозащитница «НИ». – На самом деле эффективность патрулирования близка к нулю: законопослушные дети сидят вечерами по домам, а детей из неблагополучных семей патрули не задерживают – от их родителей штрафа не получишь». По словам г-жи Карасталевой, на каждое муниципальное образование из Краснодара спускают разнарядку по сумме взысканных штрафов и количеству доставленных в отделения подростков – реальная работа подменяется «галочками». Законом недовольны не только дети, но и взрослые: на дежурства по выявлению безнадзорных подростков властями «добровольно-принудительно» привлекаются учителя и врачи, которые, как «народный патруль» в советские времена, вынуждены бесцельно бродить по улицам до четырех часов утра, кроя в хвост и гриву народных избранников.