ФОТО: ИТАР-ТАСС
На недавней пресс-конференции в Москве с участием представителей ведущих вузов обсуждались проблемы, связанные со сдачей Единого госэкзамена. По словам директора института развития образования НИУ Высшая школа экономики Ирины Абанкиной, в прошлом году многие учебные заведения набрали на бюджетные места абитуриентов, сдавших ЕГЭ "чуть выше двойки". В этом году подобное не должно повториться: вузам дано указание зачислять только тех, кто имеет хорошие оценки. Правда, где проходит грань между хорошими оценками и плохими, никаким специальным указом не установлено, пишет Утро ру.Зато введен механизм наказания тех вузов, которые не последуют указу. В этом году бюджетные места между учебными заведениями впервые распределяли по конкурсу, и в следующем году те из них, которые рискнут набрать абитуриентов с плохими оценками, не получат бюджетных мест и, соответственно, финансирования. По мнению некоторых экспертов, такой подход окончательно загонит в коллапс всю систему подготовки специалистов с высшим образованием. "В понедельник сдавать ЕГЭ сядут 780 тысяч выпускников. Из них 500 тысяч записались сдавать экзамен по обществознанию – это будущие юристы, экономисты, менеджеры. Химию выбрали всего 100 тысяч абитуриентов. А у нас в России только вузов пищевого профиля, где нужен ЕГЭ по химии – более сорока, и кем нам их укомплектовывать? Президент сказал: надо ориентироваться на инженерные специальности. Однако наши школьники не хотят сдавать ни химию, ни физику, в итоге места в вузах инженерного профиля просто не занимаются", – переживала председатель общественной организации Всероссийское педагогическое собрание и ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского Валентина Иванова. По ее словам, школьники не выбирают экзамены по химии, физике или биологии, потому что сдатьобществознание значительно проще. Тем не менее, в этом году все-таки будет заметно сокращено число бюджетных мест по специальностям "юрист" и "экономист". В результате школьники, даже сдавшие ЕГЭ по обществознанию на хорошие оценки, могут остаться у разбитого корыта. А на инженерных специальностях, как и в прошлые годы, будет недобор. До введения ЕГЭ эта проблема была разрешима – абитуриент, который не смог поступить на юриста или экономиста, шел со следующим потоком сдавать экзамены на какие-нибудь "двигатели внутреннего сгорания". Сейчас так уже не получится – с результатами по ЕГЭ школьники попадают в своеобразную мышеловку: если ты сдавал обществознание, то можешь поступать только в те вузы, куда принимают с ЕГЭ по данному предмету. В итоге школьники, ошибочно выбравшие злосчастное обществознание, вынуждены будут идти учиться на юристов и экономистов в платные институты. Тем временем руководство страны продолжает говорить о нехватке инженеров, технические вузы рыдают от недобора, юристы и экономисты множатся, как тараканы, и получается замкнутый круг. "По итогам вступительных экзаменов составляется рейтинг вузов – и выходит, что в технические вузы пришли школьники с ЕГЭ 160 баллов, а в юридические и экономические – 200. То есть юридические и экономические вузы все хорошие, а технические – все плохие. И что, теперь их надо закрывать?" – сетует Валентина Иванова. Сама процедура проведения ЕГЭ в этом году претерпела существенные изменения в сторону ужесточения. Для надзора за проведением экзаменов в регионы направлены 10 тысяч наблюдателей. Те школьники, у которых обнаружат мобильные телефоны, будут удаляться с экзамена, их результаты будут аннулированы, а право сдать ЕГЭ повторно они получат только через год. "Меры строгие, но они спровоцированы прошлогодними скандалами – якобы, скачать ответы из Интернета смогли 450 тысяч школьников. Правда, Рособрнадзор говорит, что такого массового списывания быть не могло", – пояснила Ирина Абанкина. Строгого наказания для студентов, сдающих ЕГЭ за школьников, пока не придумали – их будут штрафовать на 3 тысячи рублей. В следующем году, как сообщила Абанкина, возможно полноценное введение "пробных ЕГЭ". Сейчас они сдаются в апреле, но официально результаты не засчитываются. В следующем году результаты апрельских ЕГЭ будут засчитаны, и школьник в итоге сможет выбрать из апрельских и июньских результатов лучшие. Проблема заключается в том, что в этом случае будет необходимо ввести на весенних экзаменах такой же строгий контроль, как и на летних. А это потребует немало дополнительных сил и денег из бюджета. |