История, а вместе с ней и масштабы мошенничества получили огласку два месяца назад, когда законная супруга Хеббаджи, 31-летняя француженка, отказалась заплатить штраф в 22 евро за вождение автомобиля в никабе – традиционной мусульманской одежде, скрывающей лицо.Тогда же министр внутренних дел Франции Брис Хортофе попытался запустить процедуру лишения афериста французского гражданства.
Акцент прежде всего делался на то, что полигамия противоречит правилам и принципам Французской республики.
"Существующие на сегодняшний день нормы законодательства не предоставляют нам такого права", - заявил Бессон, добавив, что готов содействовать изменению данной ситуации, если президент и премьер-министр того пожелают.В апреле Хортофе обратился за содействием к министру по делам иммиграции, интеграции и национальной самоидентификации Эрику Бессону, однако Бессон предпочел остаться в стороне.
Интересно, что именно Эрику Бессону принадлежала идея проведения в стране в конце прошлого года трехмесячных общенациональных дебатов, целью которых было призвать французов к национальному самосознанию, вернуть гражданам утерянное чувство национальной гордости и заставить их ответить на вопрос: "Что означает для вас быть французом?"
Впрочем, теперь Брис Хортофе уже не просит Эрика Бессона о моральной поддержке и говорит о том, что намерен скорректировать закон.
"Если иностранец получает французское гражданство благодаря официальному браку с француженкой, а затем на протяжении многих лет живет в полигамии и при этом пользуется благами, которые предоставляет наша система социальной защиты, может ли он после этого оставаться французом? Мой ответ – нет!"
Начать с себя
Между тем, во Франции немало тех, кто не столь категорично смотрит на историю жизни Льеса Хеббаджи и его женщин.
"То, что собирается сделать Хортофе, это просто смешно! – сказал Би-би-си журналист Жан-Поль Саварт. – В нашей стране полигамия вовсе не является отличительной чертой иммигрантов! Даже Миттеран имел вторую семью, это всем известно!"
"Мы почему-то все время смотрим по сторонам, а надо начать с себя. Как Хортофе намерен поступать с теми французами, которые годами живут на две семьи и прекрасно себя чувствуют? Тоже лишит их гражданства?" - говорит журналист.
А вот хозяин книжного магазина Жан-Луи Матью считает, что проблема в том, что, несмотря на ужесточение визового режима, получить французский паспорт сегодня по-прежнему не составляет труда.

Мерьям не против полигамии в приципе, но против того, чтобы ее муж завел себе другую жену
"Нужно перестать давать гражданство всем тем, кто заключил здесь брак, - говорит Жан-Луи. – Средняя продолжительность брака сегодня от трех до шести лет. В мэриях французских городов могут даже не знать, что у человека на родине остались жены и дети. И что, после нескольких лет совместной жизни, пусть даже и в законном браке, всем выдавать французские паспорта? Это безответственно!"
Французский интернет также пестрит комментариями как в поддержку намерений Хортофе, так и в защиту коммерсанта-многоженца.
"Этот бессовестный тип все эти годы незаконно получал пособия. Он должен вернуть государству все до последнего цента, а потом пусть забирает весь свой гарем и катится к себе домой!" - пишет анонимный интернет-пользователь.
"У этого человека четырнадцать детей! Эти дети существуют, и женщины тоже. То, что они получали социальную помощь, это нормально. А что им делать, голодать?" – восклицает Фредерик, которая одна воспитывает пятерых детей.Есть, впрочем, и те, кто искренне сочувствует женам Хеббаджи.
"Я не уверена, что надо лишать Хеббаджи гражданства. Нужно просто научить его принципам и этике жизни в Европе. В конце концов, он обманывал своих жен, а не государство", - сказала она в интервью Би-би-си.
Мусульманки недоумевают
Между тем, многие французские мусульманки вообще недоумевают, чем это Хеббаджи так насолил Брису Хортофе.
"Это совершенно нормально, что у него несколько жен, - говорит в интервью Би-би-си 26-летняя Мерьям. – Наши законы позволяют мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их прокормить. Может, у одной плохо со здоровьем, что же тогда, ему оставаться без наследника? Конечно, он заведет себе другую женщину, которая родит ему здорового ребенка. Ну, и ту, первую, тоже не бросит".
Сама Мерьям год назад приехала во Францию из Алжира к своему жениху. Эрхам живет здесь десять лет и недавно получил французский паспорт. Три месяца назад у них родился сын.
Вопрос о том, как бы она сама отреагировала, если бы у мужа появилась другая жена, ставит Мерьям в тупик: видно, что эта мысль не приходила ей в голову.
"Я бы потребовала развод! – после недолгих раздумий говорит Мерьям. – Но все равно: у нас полигамия разрешена, и многие женщины воспринимают это как должное".
20 тысяч полигамных браков
В основном речь идет о выходцах из африканских стран. При этом, до 1993 года французское законодательство позволяло приезжавшим из этих государств рабочим иметь нескольких жен, даже находясь на территории Франции.По данным Национальной комиссии по правам человека, сегодня в стране от шестнадцати до двадцати тысяч семей живут в полигамных отношениях, что составляет примерно 180000 человек.
Противоречий с законом нет
С тех пор, однако, правила изменились: полигамия в стране запрещена, и отец семейства, продолжающий жить в официальном браке с несколькими женами, может быть приговорен к году тюрьмы, оштрафован на 45000 евро и даже выдворен из страны.
Проблема, однако, в том, что подавляющее большинство полигамных браков остаются неофициальными, а значит - не противоречат французскому законодательству. Например, в 2007 году в стране было зарегистрировано всего семь случаев, когда полигамные отношения были зарегистрированы официально.
Сам Льес Хеббаджи еще в апреле, когда над ним нависла реальная угроза остаться без французского гражданства, заявил о том, что имеет одну законную жену и трех любовниц, что не противоречит французскому законодательству.
"Если лишать гражданства всех тех французов, которые изменяют женам, то огромная часть мужского населения Франции останется без паспортов", - заявил тогда Хеббаджи на импровизированной пресс-конференции, которую он устроил у входа в свой магазин.
Пока же поводом для лишения человека французского гражданства, согласно законодательству, может стать либо угроза с его стороны национальным интересам страны, либо осуществление им террористического акта.