На русско-финской границе на территории Финляндии
столкнулись две российские машины, водители которых не смогли оформить
ДТП в финской полиции, так как финский сотрудник, работающий на таможне,
потребовал немедленно покинуть место происшествия.
Это вполне реальная история, которая имела место на одном из таможенных
пунктов. Пострадавшая в аварии участница ДТП Мария объяснила, что из-за
действий финского официального лица - установить его должность и имя не
удалось - она осталась без документов, подтверждающих оформление ДТП, и,
следовательно, рискует остаться без страховой выплаты. Опрошенные нами
специалисты неофициально говорят о том, что финский сотрудник вполне мог
действовать в соответствии с инструкцией. Об этом пишет РАМБЛЕР.
В Пограничной службе Финляндии смогли прокомментировать только то, что
остановка в очереди перед шлагбаумом на границе действительно запрещена -
если машина имеет возможность продолжать движение. Сейчас вопрос
рассматривается на дипломатическом уровне: Мария обратилась за помощью в
МИД России, и там ее заверили, что в МИД Финляндии направлена нота с
просьбой разъяснить вопрос о том, почему финские служащие не дали
возможности оформить ДТП.
С момента подачи ноты прошло более месяца, но, по словам Марии, в МИД
так и не поступило официального ответа от финского консульства. «Я
звонила в МИД, меня попросили подождать еще несколько недель. Жесткого
регламента по срокам ответа на ноту нет, потому и приходится так долго
ждать».
Ситуация складывалась следующим образом: когда Мария подъезжала к
пограничному пункту «Nujamaa/Брусничное» со стороны Финляндии, в ее
машину Suzuki Ignis врезалась Skoda c российскими номерами. В результате
у Suzuki треснут бампер, сломаны парктроник и пятая дверь.
После столкновения пострадавшая позвонила по номеру 112, сообщила
диспетчеру о произошедшем, поставила свое авто на «аварийку» и стала
ждать полицию. «Через некоторое время к месту ДТП прибыл еще один
представитель пограничной или таможенной службы Финляндии, который, не
представившись, стал на нас кричать и требовать, чтобы мы немедленно
покинули место ДТП, прошли пограничный контроль, ехали на территорию
России и там выясняли свои проблемы. Объяснения, что мы ждем финскую
полицию для регистрации ДТП, были им проигнорированы, он в грубой форме,
крича и угрожающе жестикулируя, приказал нам немедленно пройти границу.
Находившаяся в автомобиле моя дочь 6 лет была напугана криками и
действиями офицера. Нам пришлось подчиниться приказу, уехать с места ДТП
и пройти границу», - рассказывает Мария.
Возможно, требования офицера были связаны с тем, что попавшие в ДТП
машины мешали движению, и другие автомобили стали их объезжать, заезжая
на поребрик. При этом, рассказывает Мария, вторая участница ДТП в
переговоры вступать отказывалась, действий по оформлению ДТП не
предпринимала. После прохождения российской границы она уехала (в
финском консульстве нам заявили, что ситуация, при которой участник ДТП
скрылся с места аварии, нетипична, и последствием может быть штраф, а в
случае тяжелых ДТП это может быть лишение визы и даже лишение свободы).
Впрочем, позже пострадавшей удалось по неофициальным каналам найти
фамилию, имя, отчество и дату рождения виновницы ДТП. Теперь у нее есть
некоторые доказательства: двое свидетелей, фотографии ДТП и его
виновницы, номер машины.
По мнению адвоката Василия Давыдова, партнера финской юридической фирмы,
главное, что следует сделать в подобном случае, - это немедленно по
возвращении в Россию написать заявление в ГИБДД, прежде всего для того,
чтобы обезопасить себя от возможных последующих обвинений от второго
участника ДТП в попытке скрыться с места его совершения.
Как уверяет Мария, она сразу обратилась в ГИБДД по месту жительства,
чтобы зарегистрировать ДТП и принять какие-то меры, но ей отказали.
После этого пострадавшая оставила заявление на сайте ГИБДД, но никакого
ответа не получила.
В целом же страховые компании, которых мы опрашивали на предмет того,
как получить страховку, если нет документов от финской полиции, четких
ответов не дали: практики по подобным страховым случаям не наработано,
поскольку происходят они крайне редко (несколько десятков в год - это
все случаи столкновения русских машин за рубежом) и, как правило, с
несерьезными последствиями - скорости в очередях маленькие, поэтому
повреждения небольшие.
По словам Евгения Дубенского, президента Союза страховщиков
Санкт-Петербурга и Северо-Запада, в данной ситуации в любом случае надо
звонить в финскую полицию. Даже если полиция не приедет (а в случае ДТП
без пострадавших такое в Финляндии вполне возможно), сам факт звонка
будет зафиксирован. Далее, необходимо звонить в Российский союз
автостраховщиков, телефон указан в полисе «зеленая карта», далее, исходя
из конкретной ситуации, оператор в РСА будет принимать решение.
Также отдельные страховщики советуют обратиться в местное
представительство «Моторного бюро» (Finnish Motor Insurers' Centre,
Green Card Bureau and Guarantee Fund Liikennevakuutuskesku) - в
Финляндии это монополист рынка «автогражданки».
«Я бы порекомендовала потерпевшей обратиться в финскую полицию, чтобы
они сделали запрос на таможенный/пограничный пункт, чтобы им
предоставили кадры видеосъемки, - советует Евгения Ратькова, ведущий
специалист Отдела урегулирования убытков по «зеленой карте» страховой
компании «ЭРГО Русь». - Возможно, на основании видеосъемки полиция
сможет вынести решение. И уже с этими документами обращаться в компанию
виновника. Если же информация о компании неизвестна, то можно сделать
запрос в Российский союз автостраховщиков».
Неофициально же специалисты рынка говорят о том, что на практике
используется следующий способ: пройдя границу, сымитировать последствия
ДТП на российской территории и получить необходимые бумаги в России.
По информации финских страховщиков, ДТП между русскими машинами в
Финляндии на границе не редкость - они происходят с частотой 1-2 раза в
месяц. В подавляющем большинстве «русские» ДТП происходят в очередях на
границе.
Кстати, случаи по ДТП с русскими машинами бывают совсем анекдотичные.
Например, при погрузке на паром столкнулись две русские машины. Полиция
отказалась ехать, так как паром ходил под флагом другого государства. В
итоге справку давал капитан. |