Фото ИТАР-ТАСС Российские автовладельцы все чаще жалуются на то, что страховые компании отказываются заключать договоры ОСАГО или навязывают при продаже полисов дополнительные страховки. За последние полгода в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило более 700 таких жалоб из 53 субъектов России, сообщает РБК со ссылкой на газету "РБК daily" который цитирует ведомство. По итогам рассмотрения жалоб ряду страховщиков были выписаны предупреждения, в 17 случаях - возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) уточнили, что жалобы на страховщиков, уклоняющихся от заключения договоров ОСАГО, стали поступать в четвертом квартале 2013г. "По словам обращающихся, в страховых компаниях аргументируют отказ отсутствием либо переучетом бланков ОСАГО, а также необходимостью приобрести дополнительный страховой продукт. Жалобы поступают из ряда регионов страны, и их количество, к сожалению, не сокращается", - отмечают в пресс-службе регулятора. При этом наибольшее число жалоб поступает на Росгосстрах - лидера на рынке ОСАГО. Например, на Сахалине возбуждено дело о злоупотреблении доминирующим положением, что грозит компании штрафом в 1-15% от сборов по ОСАГО в регионе за год. "Очевидно, что в компанию, которая обслуживает по ОСАГО более 13 млн российских автомобилистов, не могут не поступать обращения от граждан, которые в том или ином регионе или населенном пункте недовольны обслуживанием со стороны персонала", - сообщили в пресс-службе Росгосстраха. При этом в страховой компании отметили, что изложенные в обращениях граждан "факты" часто не подтверждаются. "Присутствуют повышенный эмоциональный фон, взаимное недопонимание, но конкретных нарушений выявляется крайне небольшое количество", - уточнили в компании. Дефицит бланков, которым пытаются оправдаться страховщики, действительно случается и обусловлен тем, что во многих отдаленных регионах присутствуют всего два-три страховщика при значительном потоке клиентов. К тому же, как указывает директор по страхованию автогражданской ответственности СК "Альянс" Андрей Антохонов, отпуск бланков компаниям ограничен квотами РСА. Но основная причина жалоб на недоступность полисов ОСАГО заключается в том, что данный продукт для страховщиков стал катастрофически убыточен. По данным "Эксперт РА", в 2013г. выплаты по ОСАГО на 95% превысили взносы.
Страховые компании жалуются что невыгодно, но почему то не закрываются и собирают деньги. Как можно работать в убыток? "Ни одна коммерческая организация не станет без веских причин тормозить получение денег от клиентов. Раз это происходит, значит, экономика страхового продукта в регионе убийственна для страховых компаний. В некоторых случаях продажа ОСАГО уничтожает все результаты работы страховщика по другим видам страхования", - поясняет замгендиректора ОСАО "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. "Высокая убыточность вынуждает страховые компании прекращать продажи в отдельных городах", - говорит руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахования" Денис Макаров, добавляя, что его компания рассматривает вариант ухода из наиболее убыточных по ОСАГО регионов. Число страховщиков в проблемных регионах сокращается, происходит перераспределение клиентского потока. В СК "МАКС" рассказали, что из-за этого продажи ОСАГО за прошлый год у компании выросли почти на 70%, и это обернется высокой убыточностью. Рост финансовых потерь по обязательному страхованию автомобилистов объясняется принятием законодательных норм, которые расширяют права страхователей. Кроме того, региональные коэффициенты ОСАГО во многих местах давно не соответствуют реальной убыточности. |