Фото с сайта gazeta.ru
Государство разрешило нефтяникам поднять цены на бензин, и в
ближайшее время они могут вырасти на 5%. Одновременно компаниям в мае
запретили экспортировать нефтепродукты. Таким способом чиновники
надеются разрешить бензиновый кризис в стране, который возник из-за
дефицита топлива. В Минэнерго уверяют, что не намерены переходить на
госрегулирование цен, однако именно так все и происходило в последнее
время.«Считаю, что в мае должны закрыть потребность в
нефтепродуктах за счет сокращения экспорта. На сегодняшний день мы
договорились, что нефтекомпании все объемы поставят на внутренний
рынок», — сказал замминистра энергетики Сергей Кудряшов журналистам по
итогам селекторного совещания, посвященного ситуации с дефицитом
нефтепродуктов в регионах (цитата по РИА Новости). Он напомнил, что в
прошлом году Россия экспортировала около 3 млн т бензина. Как пишет РБК
daily, «Роснефть» продала за границу 370 тыс. т, а на внутренний рынок
направила 6 млн т, ТНК-ВР — соответственно 96,4 тыс. и 3,7 млн т,
«Газпром нефть» — 718,2 тыс. и 2,9 млн т, «Сургутнефтегаз» — 931,8 тыс. и
1,5 млн т ЛУКОЙЛ весь произведенный объем автобензинов (5,8 млн т)
продал внутри страны. Одновременно чиновники фактически дали старт
росту цен на нефтепродукты. По прогнозу Минэнерго, рост цен на бензин
на АЗС в краткосрочной перспективе не превысит 5%. По словам г-на
Кудряшова, ситуация в некоторых регионах остается напряженной, но
введение госрегулирования цен на нефтепродукты Министерство энергетики
считает невозможным. «У нас есть другие рычаги влияния на ситуацию», —
отметил он. Нефтяников запрет экспорта не пугает. ТНК-ВР все
производимые объемы бензинов, допущенных согласно техрегламенту для
оборота в России, поставляет на внутренний рынок. С января по май 2011
года поставки выросли до 10% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, пояснили в компании. В «Роснефти» отметили, что эта мера
не скажется на компании. «Весь высокооктановый бензин «Роснефть»
продавала на внутреннем рынке, а на экспорт уходила лишь та часть,
которая не соответствует новому техрегламенту», — сказал представитель
компании. Основной экспортируемый продукт — прямогонный бензин,
который является сырьем для химической промышленности, а также продукты,
которые не подходят для продажи на внутреннем рынке по требованию
техрегламента, пояснил директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес»
Павел Строков. «Поэтому следующая необходимая мера — разрешение на
реализацию бензинов второго класса и продление срока жизни АИ-92. Иначе
полный запрет экспорта бензина вызовет у компании напряженность в
выполнении контрактов», — говорит эксперт. Кроме того, целый
комплекс мер по предотвращению топливных кризисов предложил вчера
премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства.
Во-первых, введение техрегламента Евро-3, на который все производители
бензина должны были уже перейти с 1 января 2011 года, будет отодвинуто.
Какова может быть отсрочка, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков не
смог уточнить. Во-вторых, Белый дом серьезно намерен бороться со
спекулянтами. «У нас огромное количество так называемых независимых
производителей, а точнее, перекупщиков, — говорит Дмитрий Песков. — Они
закупают бензин, складируют его и ждут роста цен». Владимир Путин
поручил Минэнерго срочно составить полный реестр этих производителей и
«наладить с ними отношения». В-третьих, вывозные таможенные пошлины на
экспорт бензина будут повышены уже с 1 мая, отметил г-н Песков. По его
словам, заградительными эти пошлины однозначно не будут. «Речь не идет о
повышении в разы, даже в два раза. Эта мера призвана лишь
сбалансировать ситуацию на внутреннем и внешних рынках», — уточнил
пресс-секретарь премьера. В качестве компенсации для нефтяников
надо подумать о снижении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или
акцизов для нефтяных компаний. «У компаний возникнут выпадающие доходы,
и, чтобы их поддержать, Владимир Путин велел Минфину и Минэнерго срочно
проработать вопрос о сокращении либо НДПИ, либо акцизов, что и будет
сделано», — сказал г-н Песков. Теоретически послабления могут быть
претворены в жизнь только с 2012 года. Дмитрий Песков обратил внимание
на то, что премьер призвал к большей гибкости в принятии решений. Это
дает надежду на более оперативные действия. Однако эксперты не
верят, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему. «Ручное»
регулирование цен на нефтепродукты будет продолжаться, полагает
аналитик ФК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Решение проблемы он видит в
изменении структуры отрасли в целом, но государство, похоже, не готово
идти на такие меры. «Если не найти возможность заставить ВИНК продать
свои НПЗ для создания независимой переработки, ситуация на
нефтепродуктовом рынке не изменится», — уверен г-н Кокин
|