РБК
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении проект закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". По предложению Министерства финансов в проект заложено двукратное сокращение объемов субсидирования перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах – с 29,8 до 14,9 млрд рублей.Об этом пишет РБК.
При этом планируется субсидировать проезд пассажиров младше 23 и старше 60 лет. Эксперты предупреждают, что последствия этого решения ощутят на себе все пассажиры, не попавшие в льготную категорию: уже с 2013 года цены на билеты в плацкартных вагонах для них могут вырасти на 67%, в общих – на 51%. Плацкартные и общие вагоны весьма востребованы населением: ежегодно в них перевозится более 66 млн. пассажиров по всей России, что составляет 65% в общем пассажирообороте в дальнем сообщении. Наибольшей популярностью этот относительно доступный вид транспорта пользуется у пассажиров с низкими доходами – рабочих, служащих, специалистов среднего уровня. Эти категории граждан совершают поездки по стране 1-2 раза в год и не могут позволить себе авиаперелеты. К тому же во многих регионах железнодорожный транспорт является основным или единственным из-за недостаточно развитой сети автомобильных дорог и отсутствия регионального авиасообщения. В силу высокой социальной значимости тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах регулируются государством в лице Федеральной службы по тарифам, которая для сохранения доступности устанавливает их на уровне ниже рентабельности. На сегодняшний день только 60% стоимости проезда в плацкарте оплачивают сами пассажиры, остальное покрывается субсидиями. Вернее, должно покрываться, поскольку государство компенсирует только 76% выпадающих доходов перевозчика. В результате по итогам 2011 года общий размер дефицита средств из федерального бюджета составил 7,2 млрд руб. В сравнении, например, с авиаперевозками существующий порядок субсидирования железнодорожного транспорта для государства является значительно более эффективным и экономичным. Субсидия на одного пассажира при авиаперевозке составляет 6 тыс. рублей, а на пассажира плацкартного вагона – менее 450 рублей. "Многие социально значимые маршруты являются нерентабельными, именно поэтому они и нуждаются в государственном субсидировании, - отмечает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. – Снижение объемов субсидий повлечет за собой сокращение поездов по этим направлениям. В результате снизится транспортная доступность удаленных регионов страны и городов с населением менее 100 тыс. человек. При увеличении стоимости билета на 50% объем плацкартных перевозок снизится на 45%, так как значительная часть пассажиров полностью потеряет возможность пользоваться этим видом транспорта". Кроме того, нельзя не принимать во внимание и такое негативное последствие сокращения субсидий как ухудшение условий проезда и качества пассажирских перевозок. Дефицит финансовых средств приведет к тому, что подвижной состав не будет закупаться в нужном количестве, будет меньше денег выделяться на ремонт вагонного парка, в результате чего к 2020 году более 20% парка плацкартных вагонов может исчезнуть. Предлагаемая Минфином схема не нова, она уже действует в авиаперевозках. По мнению министерства, компенсировать за счет федерального бюджета необходимо только выпадающие доходы от перевозки в плацкартных и общих вагонах пассажиров моложе 23 лет и старше 60 лет. Однако, если для авиационного транспорта эта схема повышает доступность билетов, то в случае с железнодорожным транспортом результат будет прямо противоположным. Для 80% пассажиров, не попадающих в "льготный" диапазон, стоимость проезда значительно увеличится. Так, например стоимость плацкартного места в скором фирменном поезде Казань – Москва возрастет с 1436,4 рублей до 2134,5 рублей, а по маршруту Адлер – Москва с 2744,6 рублей до 4078,5 рублей. Накануне стало известно, что Минфин решил пойти на уступки железнодорожникам, и сейчас министерство ищет возможность увеличить запланированный на 2013 год объем субсидий на 5-6 млрд рублей. Министр финансов Андрей Силуанов отметил, что единоразовое повышение цен является слишком резким, поэтому стоимость проезда в плацкарте планируется повышать поэтапно – на 20% в год в течение трех лет. По мнению главы Минфина, такой плавный переход на новые тарифы необходим для того, чтобы не пострадали слабо защищенные категории граждан. Однако эксперты считают, что именно малообеспеченные жители регионов крайне чувствительны к любому увеличению тарифов, и рост в 20% серьезно ударит по кошельку этой категории пассажиров. "У нас около 80% россиян относятся к бедным слоям населения, которые могут себе позволить поездку на дальние расстояния только в плацкартном или общем вагоне, - говорит Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Плацкарт во многом способствует поддержанию социальных связей внутри страны, объединяет людей и сближает регионы. Сокращение же субсидий приведет к увеличению стоимости проезда в плацкартном вагоне, отмене поездов, и как следствие, к росту социальной напряженности". По сути, непопулярное решение Минфина противоречит одному из принципов бюджетной политики на ближайшие годы, заявленных на самом высоком уровне, – сохранение социальных гарантий для населения, добавляет эксперт. |