На сей раз чиновники решили обратиться не к западному, а
к восточному опыту и по примеру Японии ввести налог на эксплуатацию
старых автомобилей, не отвечающих современным экологическим нормам.
Параллельно с этим – в очередной раз – предлагается
отменить транспортный налог. Правда, в традиционной схеме «кнута и
пряника» последнему места не нашлось: раскошелиться придется абсолютному
большинству российских автовладельцев. Никаких благ взамен не
обещается.В скором времени можно ожидать настоящего взрыва на рынке автокредитования и роста
продаж новых бюджетных автомобилей. Если чиновники сдержат свое слово,
большинству российских автомобилистов, и без того не обремененных
лишними деньгами, придется срочно избавляться от «автохлама» (любопытно,
что под это понятие подпадают не только отжившие свое «Жигули», но и
десятилетние Porsche, а также раритетные Cadillac), брать кредит и
занимать очередь за Lada Granta. С предложением заменить транспортный налог на
экологический выступил замглавы Минпромторга Андрей Дементьев.
Характерно, что это предложение прозвучало в стенах АвтоВАЗа, на
заседании Совета главных и генеральных конструкторов тольяттинского предприятия. Об этом пишет РБК.
Таким
образом, налог будет привязан не к числу лошадиных сил, что большинство
экспертов считают абсолютно бессмысленным, а к экологическому классу.
Чем он ниже, тем больше придется платить. По мнению Дементьева, также
следует изучить возможность запрета на въезд старых автомобилей в
центральные части городов. Помимо этого, считает чиновник, государству
необходимо оказывать финансовую помощь тем, кто желает приобрести
«экологичную» машину, – например в виде частичного субсидирования, как
это делается в Великобритании. В Минпромторге ссылаются на опыт Японии, где с определенного момента эксплуатировать старую машину становится просто
невыгодно – налоговые поборы таковы, что проще оформить кредит и
пересесть на новый Prius. Чиновники указывают, что и в Европе существуют
программы, целью которых является обновление автопарка. Правда, в
министерстве забывают о том, что в странах Евросоюза, в Канаде и США это
не делается в принудительном порядке. Более того, автомобили старше 10
лет составляют там более трети всего автопарка (в Финляндии и Норвегии –
более половины), и единственное к ним требование со стороны государства
– нахождение автомобиля в исправном состоянии. В
этом случае «автохлам» может легально пройти техосмотр, и
дополнительными – или запретительными – налогами он не облагается.
Автовладельцам предлагают сменить старый транспорт на новый другими
путями, причем исключительно на добровольной основе. На выбор:
госпрограммы по утилизации, а также многочисленные субсидии при покупке
экологически современных машин, гибридов или электромобилей. Как будет
реализовываться запрет на владение «грязным» авто в России, неизвестно:
ведь в первую очередь это касается продукции отечественных заводов,
которая в регионах составляет до 90% всего автопарка. Напомним,
что ранее уже предлагалось отменить транспортный налог, включив его в
стоимость бензина: чем больше ездишь, тем больше платишь, а если
автомобиль простаивает большую часть года в гараже, с него государству
не причитается ровным счетом ничего. Однако налог не просто остался, но
еще и был увеличен, при этом цены на автомобильное топливо также
продолжают расти. |