На рынке Поднебесной быстро подрастают потенциальные экономические лидеры
Китай часто называют «всемирной мастерской», где способны произвести
практически любой продукт даже для самого избалованного качеством
товаров рынка — будь то, скажем, США или Германия, пишет РБК daily. Между тем слово
«мастерская» не должно никого вводить в заблуждение: на рынке Китая уже
немало концернов-миллиардеров, названия которых еще десятилетие назад
мало кому о чем говорили.
Компанию Haier, производящую бытовую технику, можно назвать
классическим для Китая примером превращения скромной фирмы в глобального
игрока. Кстати, в 1999 году Haier стала автором громкой сенсации, когда
первой из китайских компаний открыла собственное производство в США.
Сегодня 24 из 29 заводов Haier расположены за границей, правда,
большинство из них разместились пока все-таки в странах Азии.
Haier начинала с выпуска стиральных машин и холодильников, но уже
давно значительно расширила свою программу, включив в нее кондиционеры,
мобильные телефоны и плоские телевизоры. Концерн производит также
полные комплекты техники для оборудования популярных в Китае
меблированных квартир. В минувшем году выручка Haier составила 18,2 млрд
долл., причем ее четверть получена за пределами Китая. Объем выручки
компании в Европе достигает пока всего лишь 450 млн долл., однако в
ближайшие годы показатель этот должен заметно вырасти.
«Удержать имеющийся бизнес и завоевать новый» — такова стратегия
самого известного китайского производителя персональных компьютеров
Lenovo. Это означает, что концерн, штаб-квартира которого находится в
Пекине, намерен укреплять свои позиции лидера в Поднебесной и активно
расширяться за рубежом. В настоящее время Lenovo имеет на рынке долю в
10%, что на 1,8 п.п. больше, чем годом ранее. Впечатляет бурный рост
компании: во втором квартале 2010 года она выпустила ПК на 47% больше,
чем за тот же период 2009 года. Таким образом, Lenovo уже приближается к
Dell, которая занимает третье место на глобальном рынке. Объем выручки
Lenovo по итогам хозяйственного года, который завершился 31 марта,
составил 16,6 млрд долл.
Китайский производитель солнечных батарей Yingli Solar уже вышел в
своем сегменте на пятое место в мире, однако хочет большего. Эта
компания стремится попасть в лидирующую группу тех, чье производство
охватывает всю технологическую цепочку — от производства сырья
(поликристаллического кремния) до кремниевых пластин и готовых солнечных
модулей, которые крепятся на крышах домов. За восемь лет своего
существования эта фирма завоевала 8% мирового рынка солнечной энергии.
Ее акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, а производственные
мощности расположены только на территории КНР. Выручка Yingli Solar
выросла с 16 млн долл. в 2004 году до сегодняшних 1,1 млрд долл.
Предшественником китайской компании по производству самых
современных телевизоров с плоским экраном Hisense был государственный
радиозавод «Номер 2» в портовом городе Циндао на востоке КНР. В 70-е
годы здесь, кроме радиоприемников, освоили выпуск и черно-белых
телевизоров. Ну а в 1994 году тут возникла фирма Hisense, годовая
выручка которой достигла нынче 4 млрд долл.
В минувшем году в ходе традиционной выставки потребительской
электроники Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе Hisense заняла
седьмое место среди глобальных телевизионных марок. Награда эта
свидетельствует о том, что сомнительная слава китайцев как
производителей ширпотреба осталась в прошлом.
|