Несмотря на то, что наибольшее количество предприятий оперируют в сфере торговли, наиболее актуальным и доходным в нынешние дни все же является производство. Но производство можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это крупное предприятие и большие доходы. Но с другой – это также большие расходы и большие сложности. Поэтому начинающему бизнесмену обычно очень сложно попасть в сферу производства, так как требуются большие капиталовложения, и кроме того, требуется преодолеть сильную конкуренцию. Данная статья будет полезна для всех, кто намерен создать свой бизнес по производству какой-либо продукции. Выберите тип продукцииВ первую очередь необходимо определить, какую продукцию будет выпускать ваше предприятие. Для этого недостаточно просто провести опрос среди населения, так как предприятия-производители почти никогда не занимаются непосредственно продажами. Для того, чтобы определить, что востребовано в данный момент, необходимо найти подходящий рынок сбыта и наладить связи с оптовыми покупателями либо реализаторами. В таких случаях обычно выбирается определенная рыночная территория (которая, в принципе, может распространяться на всю страну или на весь мир, а может не выходить за пределы города или района. Необходимо проанализировать спрос и предложение на данной территории. В этом случае необходимо тщательно рассмотреть все производственные предприятия, оперирующие в данном регионе.При рассмотрении обычно используют следующие факторы: тип продукции, объем выпуска, цены, качество продукции, развитие сети сбыта. В данном случае поможет метод индексирования. Несмотря на всю его сложность и затраты времени, он является почти стопроцентно эффективным. Сущность этого метода заключается в следующем: соберите все возможные данные по предприятиям региона, и разделите их на группы по выпускаемому продукту. Далее, составьте по каждой из групп сводные таблицы, включающие четыре вышеперечисленных фактора. Теперь необходимо оценить каждый из них по 100-балльной шкале. Проведя эту операцию, просуммируйте баллы для каждого предприятия. Теперь, просуммируйте баллы по каждой отрасли. Далее требуется оценить спрос в регионе. Для каждой из товарных групп необходимо определить наиболее крупных потребителей. Так, например, для производителя кирпича крупными потребителями будут строительные компании, а для литейного производства – машиностроительные заводы. Оцените уровень развития потребления в регионе по все той же 100-балльной шкале, только наивысшим показателем на этот раз будет не 100, а 1. И, наконец, необходимо просуммировать баллы за спрос и предложение (производство и потребление) в каждой товарной группе. Полученный индекс называется индексом предельного развития промышленности. Чем он выше, тем ближе развитие производства в этом секторе подошло к пределу. Следовательно, наиболее перспективные сектора – там где он наиболее низкий. Для большей уверенности можно сделать несколько копий сводных таблиц с данными и попросить других людей провести оценку. Возможен также вариант с экспертной оценкой, но она в подавляющем большинстве случаев чрезвычайно дорога. Следует помнить, что именно от этой стадии на 75% зависит успех вашего предприятия, поэтому не стоит пренебрегать им. Определите месторасположение предприятияСледующий шаг – поиск месторасположения для предприятия. Промышленное предприятие обычно занимает достаточно большую территорию и, кроме того, должно быть как можно ближе к источнику сырья. Если сырье доступно в вашем регионе, определите места его производства (добычи). Далее, определите места концентрации наиболее крупных потребителей. Если они достаточно удалены друг от друга, отметьте все эти точки на карте и очертите общим контуром. Наиболее выгодное место для расположения будет находиться примерно в центре этого контура. Внимательно осмотрите область вокруг центра, осмотрите находящиеся поблизости населенные пункты. Теперь необходимо решить, где разместить предприятие на локальном уровне. Как известно, в крупных городах свободная площадь весьма ограничена, да и цены на землю достигают астрономических сумм. Поэтому существует 3 варианта: расположить предприятие на окраине города, в небольшом городке или поселке, либо вообще в удалении от населенных пунктов. Рассмотрим все три варианта. В первом случае цена земли и труда останется достаточно высокой, что негативно повлияет на развитие предприятия и цену продукции. Но положительным моментом будут доступность рабочей силы и близость потребителей. Этот вариант подойдет, если продукция достаточно громоздка и трудоемка, и у вас нет намерения организовывать проезд работников вашего предприятия от их места жительства. Второй вариант обеспечит вам меньшую цену земли и труда, однако, возможно, увеличатся транспортные расходы на перевозку товара, что негативно повлияет на спрос. Еще один недостаток – в этом случае будет намного тяжелее найти квалифицированных рабочих. Если же расположить предприятие за пределами населенных пунктов, то цена земли в этом случае станет наиболее низкой, но остро станут проблемы транспорта и поиска потребителя. Однако такой вариант привлекателен, если есть возможность разместить предприятие в непосредственной близости от поставщика сырья. Также этот вариант является функциональным, если вы решили создать предприятие на базе действующего комбината или если ваше производство достаточно опасно или загрязняет окружающую среду. Объемы производстваПосле определения расположения необходимо определить планируемые объемы производства. Прежде всего, исследуйте цены на рынке. Определите среднюю цену на вашу продукцию и возьмите ее как базовую. Рассчитайте ваши расходы на производство единицы товара. В них входят: транспортные затраты, стоимость сырья, стоимость зданий и оборудования, заработная плата, налоги и маркетинговые расходы. Разница между средней ценой и расходами и будет вашей прибылью. Если такая прибыль вас не устраивает, вы можете поднять цену, однако делайте это с учетом эластичности спроса по цене. Эластичность рассчитывается, как ΔQ/ΔP, где ΔQ- изменение спроса, а ΔP – изменение цены. Если эластичность выше 1, то при повышении цены спрос будет падать меньшими ценами, если ниже 1 – то большими. Соответственно, в первом случае возможно повышение цен, а во втором – нежелательно. Определив необходимую цену за единицу продукции, также рассчитайте, сколько денег у вас останется непосредственно на промышленное оборудование. Определите стоимость одной единицы оборудования и уточните ее производительность. Теперь определите объем максимального производства за год. В стоимость продукции обязательно должна войти стоимость оборудования. Если цена выше полученной вами, необходимо снизить количество оборудования и, соответственно, выпуск продукции, если же ниже, то возможно закупка оборудования с последующей постановкой его на резерв, либо уменьшение темпов производства, что благоприятно скажется на сроке службы оборудования. Далее следуют такие этапы, как строительство, монтаж и запуск. Но разговору о них место в технических статьях. После того, как предприятие начало функционировать, необходимо еще раз уточнить цены и объемы производства. Далее следует набор промышленно-производственного персонала (ППП) предприятия. И тут остро стоит вопрос: сколько человек нанимать? Какой временной режим утвердить? Ответом на первый вопрос может служить расчет простой формулы: N = ВП*ТЕ, где ВП – плановый выпуск продукции, а ТЕ – время, необходимое для выпуска одной единицы продукции в часах (трудоемкость). Насчет режима времени и сменности можно сказать, что все покажет себя в процессе работы. Оптимальным является работа в две смены (соответственно – удвоить количество рабочих). ФондыВ процессе работы необходимо создавать различные фонды – для выплаты зарплаты, для отчислений в государственный бюджет и т.д. С этими фондами не возникает никаких проблем. Наибольшие сложности возникают при работе с амортизационным фондом. Амортизационный фонд формируется для своевременной замены изношенного и/или вышедшего из строя оборудования. Обычно ставка амортизации для всего предприятия начисляется по формуле (ОПФн+ОПФк)/(ОПФн*Т), где ОПФн – стоимость предприятия на начало года, ОПФк – на конец года, а Т –срок службы оборудования. Полученный показатель – процент отчислений от стоимости оборудования в амортизационный фонд. Внимательно следите за амортизационным фондом, так как его величина влияет на стоимость продукции и находится под контролем налоговой администрации. Вопреки широко распространенному мнению, управлять грамотно организованным предприятием довольно нетрудно, и в то же время прибыли могут достигать больших размеров. Ваша задача – суметь не оступиться на пути и создать именно такое правильно функционирующее и отлаженное предприятие.
Интернет советы |