Снежана Шабанова
Чувство справедливости — естественное для человека. Оно даже подсознательное, считают психологи. К такому выводу они пришли после серии экспериментов, в которых людей заставляли стать жадинами.
Достаточно долго ученые считали, что справедливость – просто уловка. А на самом деле «справедливые» поступки совершаются тогда, когда из их результатов можно извлечь выгоду. Но такой подход показался специалистам из Калифорнийского университета (UCLA) слишком простым и утилитарным и они решили проверить, есть ли на карте мозга справедливость.
Три психолога из UCLA – Голназ Табибния (Golnaz Tabibnia), Аджей Сатпьют (Ajay Satpute) и Меттью Либерман (Matthew Lieberman) – решили использовать для исследования психологический тест, который называется «ультимативная игра». С помощью его они рассчитывали исследовать справедливость и личный интерес в лабораторных исследованиях.
В данной версии теста у испытуемого А есть деньги, скажем $23, которые надо поделить с испытуемым Б. Но такая сумма поровну не делится. Б может отклонить или принять предложение А, но, по условиям эксперимента, договариваться они не могут. Если Б отклонит предложение, денег не получит никто.
Исследователи считают, что любое предложение для Б – это золотое дно. Прагматик взял бы даже 5 долларов из 23 и с ними ушел.
Но цель исследователей была другой – они хотели понять, как испытуемые реагируют на справедливость предложения, а не на полученную сумму.
Поэтому участникам с буквой А предложили стать скрягами и предлагать Б либо только 5 долларов, либо показывать 10 долларов, но все равно отдавать из них 5.
Где в мозге жадность
Чувства, которые испытывает человек, получая на руки зарплату, в большой степени зависят от размера вознаграждения его коллеги.
Полный список
Где в мозге жадность
Чувства, которые испытывает человек, получая на руки зарплату, в большой степени зависят от размера вознаграждения его коллеги.
Доказательством этого стали результаты эксперимента, проведенного в Боннском университете (University of Bonn).
Группа ученых под руководством эпилептолога Кристиана Элджера (Christian Elger) и экономиста Эрмина Фалка (Armin Falk) решила узнать, как устроено сознание современного работника, названного авторами Homo oeconomicus («Хомо экономикус»).
С точки зрения Д. Г. Подвойского: Homo oeconomicus есть персонифицированный образ инструментальной рациональности, холодный прагматик, человек с ясной головой и каменным сердцем. В любом деле такой человек опирается на собственный интерес. Ценность окружающих его людей и вещей определяется им с количественной точки зрения. Вопрос о ценности превращается в его сознании в вопрос о цене. Значение предметов для такого субъекта конституируется принципом полезности. Он ставит перед собой вполне определенные, четко осознаваемые им самим цели и использует набор средств, которые кажутся ему наиболее адекватными для их достижения. Вся его жизнь представляет собой перманентный процесс разрешения нескончаемого ряда оптимизационных задач (устанавливающих предельно благоприятное эмпирическое соответствие между «вкладом» и «результатом», «издержками» и «прибылью»). Этот человек действует невзирая на лица, так, как «действовал» бы идеально функционирующий компьютер, управляющий каким-либо технологическим процессом.
Группе из 38 человек предложили выполнить несложные задания, пообещав хорошую награду за правильные ответы. Во время выполнения задания мозг каждого из них исследовался при помощи магнитно-резонансной томографии.
Мужчин-добровольцев разделили на пары, уложили на ложа двух параллельных томографов и попросили выполнить одну и ту же задачу одновременно. Испытуемые считали точки, появляющиеся на экране, и называли ответ. Если ответ был правильный, они узнавали об этом сразу и получали награду в размере от 30 до 120 евро. Каждый участник мог проследить, как отвечает его партнер и сколько он получил за правильный ответ.
Все это время томограф контролировал изменение кровообращения в мозге испытуемых. Усиление кровотока указывало на тот участок, где активность повышалась.
Ученые наблюдали активность в ventral striatum (нижней части полосатого тела), когда испытуемый давал правильный ответ. Эта область, называемая еще «центром наград», возбуждается, когда человек стремится к достижению цели. Когда ответ был неправильным, кровоток в «центре наград» уменьшался.
Самая высокая активность в этом центре наблюдалась у тех испытуемых, которые давали правильный ответ на те задания, в которых ошибался их партнер. Исследователи рассмотрели случаи, когда оба испытуемых отвечали правильно. Если награда за ответ была одинаковая, ventral striatum активировался умеренно. Но если один испытуемый получал в награду 120 евро, а второй только 60, то активность в «центре наград» у первого значительно увеличивалась. Зато у второго кровоток в «центре наград» заметно снижался, несмотря на то что задание выполнено и награда получена.
«Результаты этого исследования противоречат традиционным теориям в экономике, — говорит Эрмин Фалк. Теория предполагает, что единственный важный фактор – это абсолютный размер вознаграждения. При этом зарплата коллеги не должна играть роли в экономической мотивации. Это исследование – первый вызов этой гипотезе, основанный на экспериментальном подходе. Но это не значит, что размер награды совершенно не влияет на «центр награды». Мы обнаружили, что его возбуждение при 60 евро было больше, чем при 30. Но наш эксперимент может являться отправной точкой для дальнейших исследований того, какую же роль играет размер дохода».
«Действия мужчин во многом зависят от наличия соревнования, — добавляет доктор Вебер, — теперь мы хотим узнать, так ли это у женщин. Кроме того, наша команда планирует ряд экспериментов с выходцами из Азии, чтобы понять, будут ли влиять на наши результаты культурные факторы».
Детали исследования опубликованы в журнале Science в конце ноября.
Скрыть
Испытуемые А оценивали себя по шкале удовлетворения и презрения. Результаты, по словам ученых, получились очень интересными. Даже когда они могли получить свободные деньги, счастливыми они себя чувствовали, будучи справедливыми, и презрительно относились к своим эгоистичным поступкам.
Но психологам и этого было мало. Им не терпелось понять, есть ли польза от приличного поведения. Поэтому в то время, пока участники эксперимента выбирали между справедливостью и скупостью, активность их мозга изучали. Исследователи обнаружили, что область мозга, связанная с отрицательными эмоциями, — островок Рейля – активизировалась как раз тогда, когда включалась жадность. А «центр награды» в нижней части полосатого тела реагировал на принятие справедливого решения, причем даже тогда, когда дополнительных денег не давали.
Исследователи говорят, что мозг находит корыстное поведение эмоционально неприятным.
Полосатое тело и островок Рейля
Striatum, (лат. corpus striatum)
Полный список
Полосатое тело и островок Рейля
Striatum, (лат. corpus striatum)
Стриатум — структура конечного мозга, в разрезе полосатое тело имеет вид чередующихся полос серого вещества и белого вещества. Регулирует мышечный тонус, участвует в осуществлении различных поведенческих реакций (добыча пищи), формировании условных рефлексов.
Островок Рейля — небольшая пирамидальная доля, спрятанная под лобной, височной и теменной долями обоих полушарий головного мозга. Она отвечает за глубинные эмоции, речевую деятельность и произношение, а также осуществляет контроль мозга за функциями тела.
Скрыть
Зато справедливость оценивается быстрее и «автоматически». Поэтому кажется, что мозг отвергает более «неторопливое» рациональное рассуждение о том, что «денег жалко». Сталкиваясь с конфликтом, мозг по умолчанию выбирает справедливость.
Ученые изучили работу мозга и у тех, кто «проглатывал гордость» ради наличных денег. Оказалось, что невольная мысль может глушить отвращение, «включаемое» мозгом, позволяя рациональности взять верх и принять несправедливое, но утилитарное решение.
К сожалению, исследователи не говорят, как можно применить на практике результаты их работы. Да и сами результаты неоднозначны. Например, непонятно, почему, если справедливость – естественная функция мозга, столько людей ее с удовольствием «глушат» ради наживы.
Тем не менее результаты исследования можно прочитать в апрельском выпуске журнала Psychological Science.
|