Фото: ИТАР-ТАСС
Сразу стоит обратить внимание на то, что данная статистика ничего не говорит о надежности и эксплуатационных качествах того или иного самолета. Скорее, речь идет о том, какова вероятность того, что после посадки в самолет той или иной марки с вами случится неприятность. Сами летчики жестко разделяют авиапроисшествия: с их точки зрения, таковыми могут считаться только те события, которые происходят с момента, когда пилот включил зажигание, до момента, когда он выключил его. Для пассажира же такая точность не имеет значения. Если, как это случилось в одном из африканских аэропортов, в самолет врезается бензозаправщик, то для пассажира это и есть авиакатастрофа. А к какой категории отнести происшествие в Хьюстоне, когда в ходе транспортировки «Боинг» врезался в здание и погибли два человека?
Согласно статистике, российские самолеты куда более опасны, чем иностранные. Например, если сравнивать близкие по классу «Ту-154» и «Боинг-737», то получается, что «Боингов» было потеряно 2,6%, а «Ту-154» — 6,7%. При этом если исключить разрушения самолетов, не повлекшие за собой гибель людей, то пропорции сохраняются. Вероятность того, что в результате полета на «Ту-154» погибнут люди, равна 3,4% (32 случая на 935 самолетов), а на «Боинге-737» — 1,4% (79 случаев на 5352 самолета). Эксперты, правда, разделяют катастрофы, случившиеся по вине летчика, из-за недостатков самолета и из-за террористических актов. Для пассажира, как нам кажется, нет разницы — разбился самолет из-за того, что механики перед взлетом не протестировали гидравлическую систему, как это случилось в 1998 году в Атланте, или из-за того, что летчики просто забыли при посадке выпустить шасси, как в 2003 году в Лиме. Оба случая произошли с «Боингом-737».
Вообще, действия пилотов порой вызывают удивление. Чего стоит история «Ту-134», разбившегося под Самарой в 1986 году: командир экипажа поспорил, что посадит самолет по приборам. Итог — 70 погибших пассажиров, спорщик остался жив и получил 6 лет тюрьмы. Чуть позже, в 1989 году, в Британии, обнаружив неполадку в левом двигателе, пилоты почему-то выключили правый. Погибли 47 человек. Это уже «Боинг». В 1995 году разбился под Хабаровском «Ту-154». У самолета образовался правый крен, пилот повернул штурвал не в ту сторону, самолет накренился еще больше и стал неуправляем. 97 погибших. Снова «Боинг»: в 1997 году на Суматре командир экипажа отключил «черный ящик» и ввел самолет в пике. 104 погибших.
Пассажирские «Ту» и «Боинги» не раз взрывали террористы. В них стреляли российскими, украинскими, грузинскими, ливанскими, иракскими и многими другими ракетами.
Наверное, для специалистов каждый такой случай — отдельный. Для родственников тех, кто погиб, разницы никакой.
rusrep.ru |