В
России традиционно квас пили круглый год для поддержания иммунитета и
для утоления жажды, в советское время городская жизнь приучила нас к
сезонному потреблению кваса. Однако, как показывают результаты
исследований рынка, потребление кваса постепенно становится
круглогодичным, увеличивается его доля в структуре безалкогольных
напитков, расширяется портфель брендов, усиливается рекламная поддержка.Темпы роста производства кваса, по данным «Российской Бизнес-газеты»,
начиная с 2004 года, составляли почти 50 % в натуральном выражении. В
кризис наблюдалось снижение, но все-таки положительная динамика
сохранилась. 2010 год показал рост в 65 % – всего за 9 месяцев прошлого
года было реализовано более 45 млн. дал бутилированного кваса (данные
Nielsen). 2010 год не только вернул российский рынок кваса к докризисным
показателям, но и продемонстрировал рекордный рост продаж этого напитка
по всей стране, пишет unipack.ru. Кроме того, квас выглядит увереннее своих ближайших конкурентов. К
нему начинают относиться как к отличной альтернативе сладким «шипучкам».
По данным Росстата, в настоящее время на квас приходится около 3 % от
общего объема напитков (5 лет назад – всего 1 %) и 14 % среди категории
безалкогольных напитков (5 лет назад – 4 %). По оценкам экспертов
международного аналитического журнала «Пивное дело», доля потребителей
кваса в России составляет сегодня 66 % от числа потребителей
безалкогольных напитков. Это на 10 % больше, чем в 2008 году. Рост популярности кваса среди россиян подтверждает и внутренняя статистика одного из ведущих игроков отрасли – компании «Очаково». Если оценивать динамику выпуска основной квасной марки компании – кваса «Очаковский»
за 1997-2010 гг., то рост более чем внушительный. В 1997 году было
выпушено всего 68,9 тыс. дал, в 2000-м – 616,2, в 2005-м – 7678,8, а в
рекордном 2010-м – уже 24581,2 тыс. дал. Таким образом, за 14 лет
компании «Очаково» удалось увеличить производство кваса более чем в 350 раз и произвести около 110 млн. дал хлебного напитка. Всего в 2010 году компания «Очаково» реализовала около 24
млн. дал кваса. По сравнению с предшествующим 2009-м рост составил 60 %.
По итогам 2010 года квас в структуре продаж компании занимает 35 % в
натуральном выражении, что на 10 % больше, чем в 2009-м. На долю пива по
итогам 2010 года приходится 55 % в натуральном выражении. Лидером на столичном и общероссийском рынках кваса является компания «Очаково» (данные Nielsen). В столице рыночная доля «Очаково» по итогам первых трех кварталов 2010 года составила почти 60 %. Вторую строчку занимает марка «Никола» (ОАО «Дека») – около 14 %. Далее идут такие марки как «Бородино» (ГК «Бородино»), «Русский дар» (PepsiCo), «Кружка и Бочка» (Coca-Cola) – по 5 %. По России «Очаково» занимает треть рынка. Ближайший конкурент, квас «Никола», – около 18 %. Тройку лидеров замыкает «Хлебный край» (ОАО «ПК «Балтика») с 8 % рынка. По данным «Бизнес-Аналитики» на «Очаково» приходится 40 % общероссийских продаж бутилированного кваса в денежном выражении. «Я рад, что квас начинает потихоньку вытеснять химические «шипучки».
Именно такую задачу мы ставили, когда только начинали заниматься квасом.
Квас – полезный и безопасный напиток, если, конечно, это настоящий
квас, произведенный по традиционной рецептуре двойного брожения, когда
на этикетке не указана лимонная или любая другая кислота, а она
образована естественным путем. Сегодня в России квас производят
несколько сотен компаний, расширяется и ассортимент квасов, поэтому
необходимо значительно усилить контроль за качеством этого напитка. Мы
не должны допустить, чтобы кто-то на волне популярности кваса
зарабатывал на здоровье россиян, – прокомментировал президент «Очаково» Алексей Кочетов». |