Фото с сайта liveinternet.ru «Дорожная карта» развития конкуренции в ряде отраслей, включая авиационную, представлена на сайте правительства за подписью премьера Дмитрия Медведева. Документ включает в себя планы, активно обсуждавшиеся в прошлом году, которые помогли бы авиакомпаниям снизить стоимость перевозки. Это и увеличение количества топливо-заправочных комплексов в крупных аэропортах, и допуск иностранных пилотов для работы в российских авиакомпаниях, и возможность для авиакомпаний брать с пассажиров дополнительные деньги за еду на борту и провоз багажа.
Предполагается, что предоставить авиакомпаниям возможность взимать плату за питание во время полета и пересмотреть нормы о бесплатном провозе багажа Минтранс может уже к августу этого года. Юристы уверены, что если представители властей захотят решить вопрос в столь сжатые сроки, они сумеют это сделать.
«Сроки и способ решения проблемы представляются вполне адекватными — вопрос можно урегулировать на уровне приказа Минтранса России в течение полугода с учетом всех межведомственных согласований. Аналогичный успешный опыт можно привести из сферы железнодорожных перевозок, когда по результатам активного вмешательства ФАС России пассажиры отстояли свое право на возможность покупки билетов без заранее включенной в них стоимости обедов и иных наборов питания», — пишет BFM.ru со ссылкой на юриста Натальи Пантюхиной из компании «Каменская & партнеры».
Такие меры могут ущемлять права пассажиров, считает председатель правления конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин. По его словам, вопрос честной конкуренции при таких условиях работы будет оставаться на совести авиакомпаний. «В части ущемления прав потребителей, безусловно, здесь все уже будет зависеть от компаний: если они изымут еду и багаж, снизят ли они цены. Сейчас говорят, что снизят. Но не факт, что они это сделают», — выражает опасения эксперт.
Янин уверен, что конкуренцию скорее бы стимулировали иностранные компании: «Усилить конкуренцию может допуск иностранных лоукостеров на российский рынок, причем для полетов как внутри страны, так и за рубеж. Цена снижается из-за роста предложения, а с этим все плохо — по большинству направлений, даже где летают 2–3 оператора, тарифы в России в 3–5 раз выше, чем в Европе и в 2 раза выше, чем в США», — рассказал он в интервью BFM.ru. Эксперт опасается, что таким образом авиакомпании под прикрытием усиления конкуренции могут пытаться решить задачу минимизации издержек, а не снижения цен.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров сомневается, что авиакомпании станут злоупотреблять своими правами, особенно на магистральных линиях, где есть конкуренция. «Я не думаю, что меры экономии, которые сегодня предлагает правительство, будут являться предметом злоупотреблений. Минимальный вес багажа и сегодня 9 кг по законодательству, а все авиакомпании предлагают 15 кг или 20 кг. Поэтому отмена обязательных килограммов никак не повлияет. Для авиакомпаний, которые оказывают услуги пассажирам на магистральных линиях, в конкурентной борьбе важен набор услуг и сервис, который они предлагают, — пояснил эксперт. По его словам, такие меры обеспечат возможность создания более бюджетных перевозчиков. „Эти компании изначально будут летать на небольшие расстояния там, где вполне возможно отказаться от питания и где пассажиры не берут с собой много багажа. Здесь дополнительное навязывание этих услуг излишне. Поэтому появится возможность снизить стоимость услуг для пассажиров", — аргументирует свою точку зрения Гусаров.
В авиакомпаниях говорят, что на еде все равно много не сэкономишь. Издержки на обслуживание на борту редко превышают 5% от себестоимости билета.
Авиакомпаниям намного важнее было бы снижение НДС на внутренних линиях, рассказала представитель авиакомпании «ЮТэйр» Елена Галанова. Но «дорожная карта» таких мер не предполагает. Из того, что предлагается правительством, Галанова положительно оценивает инициативу привлечения для работы в России иностранных пилотов. «Мы будем рады, если иностранным пилотам разрешат работать в России. Не могу сказать, что нам нужны именно иностранные пилоты, а российские не нужны. Просто у российских авиакомпаний будет значительно больший выбор. Как такового недостатка пилотов сейчас нет, но с расширением парка появится необходимость не только в новых кадрах, но и в переквалификации пилотов на другие типы ВС», — говорила она ранее в интервью BFM.ru.
Эксперты напоминают, что в прошлом году правительство также обещало снизить ввозные пошлины на региональные самолеты, однако такого пункта в «дорожной карте» нет.
Из предложенных правительством мер у авиационного сообщества вызывает некоторые сомнения и перспектива увеличения количества ТЗК в ряде аэропортов. По мнению генерального директора ЗАО «Топливо-заправочный комплекс Шереметьево» Александра Гладкевича, это может негативно сказаться на безопасности, потому что сложнее будет контролировать качество. «В крупных аэропортах России действует система разбора топлива через гидранты, которые находятся, как правило, на балансе исторически первого ТЗК, — рассказал Гладкевич, — Что будет с раздачей топлива, если отвечать за него будут несколько ТЗК? Если каждый будет сдавать в технологическую систему „свое" топливо?».
Гладкевич опасается, что при таком варианте развития событий некому будет предъявлять претензии в случае, если авиакеросин будет недолжного качества.
По его словам, разумным было бы скорее регулирования тарифов для продавцов топлива, а не для заправщиков, так как именно стоимость авиакеросина составляет львиную долю — порой треть — в расходах авиакомпаний. Особенно остро эта проблема стоит, по его словам, на Дальнем Востоке, где конкуренция минимальна. |