Мысленное управление автомобилем демонстрировали Немцы
Инженеры и программисты из Берлина создали интерфейс, позволяющий
управлять автомобилем силой мысли. Первые тесты показали, что
добровольцы, условно находящиеся у руля, без проблем справляются
с поставленной задачей.
Инженеры проекта BrainDriver лаборатории AutoNOMOS стали первопроходцами в области управления машиной посредством мыслей. Ядро команды — группа искусственного интеллекта (Künstliche Intelligenz) Свободного университета Берлина, которую возглавляет профессор Рауль Рохас (Raúl Rojas).
Профессор Рохас (на снимке) также причастен к созданию робота-пчёлы (RoboBee), электронной доски E-Chalk и команды роботов-футболистов FU-Fighters (фото FU-Berlin), пишет membrana.ru.
Рауль и его коллеги создали на базе Volkswagen Passat почти автономный автомобиль, направление движения которого, а также скорость определяют мысли водителя.
Электронной начинкой Пассата занимались специалисты Volkswagen Electronics Research Laboratory,
а разработчики сконцентрировались на программном обеспечении. На нижнем
рисунке показаны зоны охвата различных сенсоров (фото AutoNOMOS Labs).
Прежде всего, изобретатели снабдили машину всевозможными
датчиками и камерами, чтобы уберечь водителя-испытателя от возможных
неприятных последствий мысленного управления. Лазерные и микроволновые
радары обеспечивают автомобиль круговым обзором, позволяющим
предотвратить столкновение с препятствиями. Кроме того, нынешний
прототип способен почувствовать впереди идущее транспортное средство на
расстоянии до 200 метров.
«Шапочка», продукт американской компании Emotiv,
свободно продаётся по цене $300 за штуку. Ещё за $500 можно приобрести
инструментарий для разработки программ. На схеме внизу показано
расположение 16 датчиков и регистрируемая ими «картина» активности мозга
(иллюстрации AutoNOMOS Labs).
Затем немецкие инженеры разработали интерфейс мозг
человека — автомобиль. На голову добровольца одевается специальная
шапочка с 16 сенсорами. Она считывает электроэнцефалограмму,
а программное обеспечение (оригинальное, изменённое под нужды данного
проекта) определяет, о чём думает человек.
Конечно, конкретные
мысли оно прочитать не в состоянии. Но его можно заранее обучить, что
определённая картинка мозговых волн должна быть интерпретирована как
поворот направо, другая – поворот налево, а третья и четвёртая – разгон
и торможение.
Разработчики создают автономные автомобили-роботы давно. В 2007 году команда Team Berlin, состоящая в основном из спецов Свободного университета, стала полуфиналистом гонки DARPA Urban Challenge Кроме того, немецкие инженеры приспособили к управлению машинами iPhone и iPad (проекты iDriver и Autonomous taxi), а также освоили вождение при помощи глаз (проект eyeDriver) (фото FU-Berlin).
Сначала будущий водитель-доброволец тренировал программу,
управляя виртуальным кубиком на мониторе компьютера. Он мысленно
отправлял его направо и налево. Так софт получил представление о мыслях
водителя. Затем настоящий тест-драйв был устроен управляемому одними
лишь мыслями Пассату. «Учения» проходили на территории ныне не
работающего аэропорта Темпельхоф.
Как
пишут разработчики на своём сайте: «На сегодня это лишь
демонстрационный опыт. И полученного результата, конечно, недостаточно
для проведения полноценных дорожных испытаний. Но потенциал
у человеко-машинного интерфейса огромен».
«Наши тесты показали, что между задуманной
командой и реакцией машины существует небольшая задержка», –
рассказывают разработчики. Видимо, для нынешних испытаний она
несущественна (фото Freie Universität Berlin).
Нынешняя разработка, прежде всего, любопытный эксперимент:
инженерам ещё предстоит научить человека и машину полноценно работать
в контакте. Но, возможно, в будущем силой мысли управлять автомобилем
смогут инвалиды, которым пока подвластны лишь кресла-каталки да некоторые экзоскелеты.
Кроме
того, интерфейс может пригодиться для управления другими устройствами,
а также для создания «гибридного» управления автомобилем или какой-либо
другой техникой (продвинутыми экзоскелетами, например).
Напомним, что ранее на дороги выходили автомобили-роботы (в том числе для слепых), некоторые из них покоряли горные серпантины и даже отправлялись в дальние путешествия, а также успешно их завершали.